Когда-то покрытое дремучими лесами междуречье рек Москвы и Сетуни тянулось верст на 25 — от деревни Акулово (той самой, где поэт Маяковский беседовал с Солнцем) до Потылихи (откуда нынче передвинули Краснолужский мост). Средневековые авторы называли эту земельную марку Сетуньским станом. Леса окружали седун — топкое, «просевшее» место, по которому текли реки Сетунь, Хвилка (Филька), Раменка. На месте Фильки теперь линия метрополитена, на месте Раменки — пруды и жилые комплексы… Пойме речки Сетуни формально повезло больше: в 1991 году долина получила статус памятника природы, а 23 июня 1998 года Правительство Москвы объявило ее природным заказником «Долина реки Сетунь». Постановление это, как и многие другие природоохранные постановления разных уровней, остается покуда на бумаге и на состоянии тонкого зеленого лучика, все еще прорезающего Москву от МКАД до Окружной железной дороги, никак не отразилось. Редеют пойменные леса — прежние раменья; вслед за пойменными лесами редеет и животное население долины (исключение — бродячие собаки). Но, как ни удивительно покажется это москвичам, в пойме Сетуни все еще сохранилась дикая популяция обыкновенного хомяка, можно встретить ондатру, поют соловьи и летают кряковые утки, а в погожие дни «согласное гуденье насекомых» порой перекрывает шум стремящихся в Управление дорожно-постовой службы Западного округа машин. Зато (что совсем не удивительно) территория заказника изобилует самозахватами под огороды. Автору этих строк не раз приходилось отбирать у любителей браконьерского лова немногочисленной рыбы, уцелевшей в речке, подъемники и закидные сети. Бомжи, постоянно живущие в теплотрассах, прокинутых прямо по пойме, доедают крякашей. Рубка деревьев, категорически запрещенная режимом заказника, ведется массово (как недобросовестными землепользователями, так и городскими службами). Кострища в пойме не успевают зарастать, а пустые бутылки собираются единственными санитарами поймы — пенсионерами — увы, выборочно.
Особенно тяжело приходится приустьевому участку Сетуни — району, прилегающему к Потылихе. Здесь давление мегаполиса запредельно сильно. Органические загрязнители, промышленные стоки, бытовой мусор сплавляются по реке и накапливаются близ устья. Русло Сетуни после урагана 1998 года оказалось во множестве мест перегорожено рухнувшими деревьями. На них осели ветви и тряпки, бутылки и пластиковые пакеты, аэрозольные баллончики. Дурно пахнущий ил за пару лет сцементировал мусор в крепкие плотины, нарушившие гидрологический режим реки. Утрата береговой растительности, прежде всего ольхи, ив и ракит, высочайшая загрязненность вод Сетуни, практически ставшей неспособной к самоочищению, — далеко не полный перечень симптомов болезни реки.
Центр охраны дикой природы не первый год проводит весной дни особо охраняемых природных территорий — «Марши парков». В Москве акция традиционно проходила в национальном парке «Лосиный остров». Нынешний год появилась возможность помочь еще одной особо охраняемой природной территории города — природному заказнику «Долина реки Сетунь». На доброе дело сподвиглись спортсмены-каскадеры.
С 1993 года на Потылихе действует историко-культурный комплекс каскадеров «Сетуньский стан». Русское средневековье — смысловой стержень комплекса. Но культура живет и формируется только во вмещающем ее ландшафте — в седунах и раменьях, в перелесках и лугах. Вот почему локальным девизом «Марша–2000» ребята из Объединения каскадеров «Мастер» и ДЮСШ «Мастер» выбрали слоган, вынесенный в заголовок статьи.
Два выходных дня, 22 и 23 апреля 2000 года, юные спортсмены вместе с маститыми каскадерами буквально выгребали из реки и речной поймы многолетние залежи мусора. «Мы теперь сетуньские бобры», — не без гордости шутил Алексей Ферапонтов, разобравший с товарищами при помощи старенькой «казанки», ножовки, багра и древнего волшебного заклятья шесть речных завалов. Топляк он пилил прямо в воде — это тоже был своего рода трюк! Немалую роль, полагаю, сыграло в слаженной работе молодежи присутствие в рядах добровольцев очаровательных девушек (многие пришли на акцию «по-семейному», с подружками, да и среди учащихся школы красивых спортсменок немало). «Мастер» выделил крупную сумму на приобретение саженцев характерных для поймы Сетуни растений. При этом видовой состав растений был подобран ботаниками-профессионалами таким образом, чтобы именно ре
Честно говоря, мне до начала акции не верилось, что юные спортсмены серьезно отнесутся к «Маршу». Однако сочетание двух факторов — авторитета руководителей объединения во главе с Игорем Паниным и эффекта «своей территории» — оказались для детей весомым стимулом. Подросткам (а их собралось несколько десятков) больше всего понравилась посадка деревьев и кустарников на речных террасах. Но для меня неприятным открытием стало неумение ребят обращаться с саженцами, полная утрата ими минимальных навыков элементарной сельскохозяйственной деятельности. Как тут не припомнить незлым, но тихим словом нашу школу с ее бумажными программами и практикумами по охране природы, природоведению и ботанике! К концу второго дня, впрочем, ребята подучились началам лесоводства. (Интересно, что спустя почти месяц после окончания «Марша» ребята самостоятельно посадили еще одну куртину кустарника.)
Немного коснусь технологии вовлечения ребят в природоохранную деятельность. Практически для этого использовалась несложная психологическая цепочка. Возможность бесплатно заниматься интересными и престижными (в том числе и в подростковой среде) видами спорта (вело- и мототриал, подводное плавание, айкидо, историческое фехтование и др.) под руководством легендарных наставников (таких, например, как многолетний член сборной СССР по триалу Сергей Серегин или пятикратная чемпионка России Анна Флегонтова) осознается подростками как большая ценность. Ценностное восприятие повышается за счет участия детей в престижных шоу, фестивалях и киносъемках, главным образом, исторической тематики. При этом ландшафтное и культурное пространство комплекса, в котором они занимаются, представляет собой «богатырский стан», т. е. является «большим домом» для воспитанников. В него входит и территория размещения стана, и окружающий ландшафт. Отсюда несложно выполняется переход к ценностному осознанию подростком ландшафта Сетуньской поймы не просто как абстрактного уголка пока живой природы, но как персонально присвоенного пространства. Способствует такому переходу и тот факт, что землеотвод при организации комплекса был предоставлен непосредственно на территории несанкционированной длительной свалки промышленного и бытового мусора.
Деятельность детей совместно с сотрудниками объединения каскадеров «Мастер» по ликвидации свалки имела естественную мотивацию. Рекультивация земель поймы и восстановление характерной пойменной растительности, таким образом, становится логическим продолжением уже проводившейся и давшей ощутимый результат деятельности. Из опроса юных спортсменов видно, что они четко идентифицируют рекультивированные участки как «наш садик», «наши деревья».
Следующим, планируемым в настоящее время этапом, должно стать вовлечение детей в работы по дальнейшей очистке реки и постепенное восстановление характерной для Сетуни фауны в сочетании с продолжением работ по восстановлению пойменной флоры. Подобная деятельность, разумеется, ложится нелегким финансовым бременем на бюджет объединения каскадеров. Полномасштабные работы по восстановлению природы поймы Сетуни будут вряд ли возможны без привлечения средств других благотворителей (в форме целевых программ или грантов). Беспокойство вызывает и то, что Правительство Москвы и Москомприрода (в чьем ведении находится заказник) пока не предпринимают реальных шагов для восстановления естественных ландшафтов этой антропогенно трансформированной территории.
Всем заинтересованным в проекте организациям и лицам предлагаются координаты для связи: Москва, 2-й Сетуньский проезд, владение 5Б или Москва, Зеленоград, корпус 1554, кв. 118; тел. 537–5711, пейджер 937–9999 (аб. 32526). Белковский Андрей Николаевич.
Список использованной литературы
:
Журнал "Экология и жизнь". Статья А
.Н. Белковского