Современное состояние, разнообразие растительного и животного мира Корякско-Камчатского региона и эффективность решения проблем охраны и устойчивого использования биоресурсов региона зависят от уровня развития социально-экономических факторов, наличия правовых, экономических и финансовых механизмов регулирования, использования и сохранения биоресурсов, формы изъятия биоресурсов, эффективности действий и взаимодействий всех природоохранных структур по охране как промысловых, так и редких исчезающих видов фауны и флоры. Именно проблемы взаимоотношения человека и природы рассматриваются в рамках традиционного природопользования и являются экономической составляющей природно-ресурсного потенциала.
Под традиционным природопользованием можно понимать систему эксплуатации природных ресурсов, созданную местным населением, эволюционно приспособленную к местным условиям и передающую из поколения в поколение традиционные приемы и формы ведения хозяйства. Такой подход к традиционному природопользованию в отечественной литературе является наиболее распространенным. Однако, как представляется, подобная трактовка термина значительно сужает исследовательские рамки проблемы. По справедливому замечанию Н. Ф. Реймерса, изучение природопользования относится к междисциплинарным исследованиям, находясь на стыке экономических наук, географии, истории, других фундаментальных и целого ряда отраслевых наук.
Природопользование в этнологических и исторических работах, как правило, изучается в рамках производственно-хозяйственных традиций этноса или его групп. Представляется, что подобный подход значительно сужает исследовательское поле и требует корректировки в соответствии с новыми возможностями гуманитарного познания в условиях перехода от формационного подхода к цивилизационному. Одним из методологических построений, активно функционирующих в западной и современной отечественной гуманитаристике, является социальная и культурная антропология, в рамках которой традиционное природопользование как форма взаимодействия человека с окружающей средой может стать предметом анализа и объяснения, а не только описания и оценки, как это было в предшествующие времена.
Следовательно, под "традиционным природопользованием" в этнографической постановке вопроса можно понимать комплексное исследование элементов традиционно-бытовой культуры, которые обладают этнодифференцирующими признаками и служат индикаторами включения этноса в ландшафтную среду, а также, — особенности символического мира и ценностные ориентации носителей локальных (территориальных) культурных традиций. Исходя из этого, адекватные исследования взаимодействия человека и окружающей среды целесообразно проводить на нескольких уровнях.
Первый уровень связан с изучением традиций природопользования, эт-ноэкологических особенностей освоения социо-природной среды. Причем главное значение здесь имеет исследование не просто форм производства, хозяйственной, промысловой и иной специфики, обусловленной природно-климатическими, ландшафтными и ресурсными особенностями территории, а формирование комплексных и, как правило, в высшей степени рациональных и рентабельных форм природопользования. Здесь могут быть исследованы и основные объективированные элементы культуры (пища, одежда, жилище и пр.), служащие индикатором включения этноса в ландшафтную среду.
Второй уровень можно обозначить как систему мировосприятия носителей культуры в конкретном пространстве. Для традиционных обществ такими ключевыми моментами были:
система торговых путей с центрами вокруг городов и ярмарок. Изучение этой подсистемы позволяет не только фиксировать традиционные форм направленность и интенсивность товарообмена, но, в первую очередь выявить один из важнейших механизмов жизнеобеспечения для каждой конкретной территории, а также – очертить границы этой территории (микроареала);
система брачных кругов. Ее изучение позволяет разрабатывать широкий круг проблем, связанный с воспроизводством этноса в пределах конкретной территории. Сюда могут быть включены исследования половозрастных аспектов культуры, брачных норм и обычного (семейного) права.
духовное освоение пространства через систему сакральных мест (официальных и неофициальных, и даже конфессионально разнородных), образующих ту систему координат, которая поддерживала духовные основы жизнеобеспечения каждой конкретной территории.
Таким образом, функции всех систем этого уровня, в конечном счете, сводятся к поддержанию эколого-демографического равновесия между ресурсами территории и воспроизводством на ней жизни и жизнедеятельности. Безусловно, важно исследование не просто отдельных систем, а фундаментальных взаимосвязанных изменений во всех сферах жизни этноса.
Исследование социальных характеристик групп, осваивающих то или иное пространство, социально структурировано и в значительной степени символически освоено — это третий уровень. Формы и интенсивность этого освоения во многом определялись существующим природно-хозяйственным потенциалом территории, на которой формировались различные социо-культурные общности. Внутри третьего уровня можно выделить ряд подуровней.
1) Исследование групп, связанных с осознанием единства этноса, как социально-территориальной общности, являются одним из важнейших элементов для нормального функционирования всех вышеперечисленных уровней. Кроме того, с процессом самоидентификации связано формирование относительно стабильных стереотипов поведения (хозяйственных, социальных, этнических, конфессиональных), что, в конечном счете, обуславливает и формирование механизмов приспособления этносов и отдельных групп к окружающей среде.
2) Символическое освоение пространства, основу которого составляет мифопоэтическая традиция, определенные представления, присущие этносу. Этот подуровень определяет нормы социального, в первую очередь, трудового поведения, а также — структурирует систему разрешения "кризисных" ситуаций во взаимодействии человека и природы.
3) Социальные стереотипы поведения — эмоционально окрашенные и обладающие высокой степенью устойчивости схематические стандартизированные нормы взаимодействия человека и окружающей среды. Они выражаются в распределении социальных ролей, в морально-этических нормах отношения к трудовой деятельности и к ее результатам (трудолюбие, взаимопомощь, отношение к собственности и пр.)
Таким образом, все три уровня изучения традиционного природопользования образуют замкнутый, тесно взаимосвязанный цикл, позволяющий максимально приблизиться к познанию всего группового опыта этноса.
Важным методологическим положением является выбор объекта исследования традиционного природопользования. Наиболее перспективным в этом отношении является регион, что предполагает изучение культуры жизнеобеспечения в регионологическом аспекте, т. е. исследование функционирования социума любого порядка как социально-территориальной общности. Регион — это территория, необходимая для воспроизводства жизни и жизнедеятельности, которая поддерживается различного рода объективированными формами культуры, социальными связями и мировоззренческими представлениями различных социально-территориальных групп, населяющих его, а также — ритуальным наполнением этих представлений.
Особенности культуры любого социально-территориального образования представляют собой сочетание "общих" традиций, ко
Таким образом, регион не представляет собой гомогенного социо-природного пространства, поскольку состоит из суммы локальных традиций. Различное сочетание видов традиционной хозяйственной деятельности внутри региона соответствует отдельным ареалам, которые можно обозначить как "локальные" традиции или социо-природные системы. Эти системы имели различный таксономический уровень, что определялось как субъективными факторами (самоидентификация, мировоззренческие позиции), так и некоторыми объективными условиями существования той или иной группы (природно-ресурсный потенциал).
Одной из важнейших проблем при хозяйственном освоении северных регионов России является улучшение социально-экономического положения коренного населения и, прежде всего малочисленных народов. Это требует сохранения среды обитания человека, то есть осуществления ряда комплексных мер природоохранного и природовосстановительного характера. Для экологического оздоровления северных регионов и восстановления традиционного природопользования необходимо проведение комплекса мероприятий, в первую очередь, создание этноэкологических территорий (ЭЭТ) или территорий традиционного природопользования (ТТП).
Для создания жизнеспособных, успешно функционирующих ТТП необходимо выделить комплекс исследований:
1. Выяснить особенности расселения населения в рассматриваемых регионах, установить численность, плотность, национальный состав и демографические характеристики.
2. Оценить состояние окружающей природной среды (желательно с элементами прогноза) — сохранность ландшафта (рельефа, оленьих пастбищ), качество поверхностных и подземных вод, уровень их загрязнения), наличие необходимых биоресурсов (растений, животных, суши, моря, птиц и т. д.)
3. Выделить территории и акватории с интенсивной антропогенной нагрузкой (города, крупные поселения, промышленные зоны, транспортные объекты и т. д.)
4. Оценить найденные месторождения ценных полезных ископаемых, промышленное освоение которых неотвратимо в ближайшем будущем (по экономическим, политическим и другим соображениям).
5. Определить контуры территорий и акваторий, нуждающихся в заповедном или ограниченном режиме природопользования (щадящем природопользовании).
6. Получить согласие местного населения на создание ТТП, что требует проведения длительной разъяснительной работы.
На основе комплексного учета указанных выше условий в Дальневосточном регионе выделены территории, на которых возможно создание 83-х ТТП.
При выделении указанных ТТП учтены также: состояние природной среды, существующий и прогнозируемый уровень антропогенной нагрузки на природную среду, возможность и желательность пространственного совмещения ТТП с природными национальными парками различного уровня значимости и другими особо охраняемыми природными территориями. Проанализировав литературу, касающуюся создания ТТП, напрашивается вывод о том, что работы по реабилитации и сохранению традиционного природопользования необходимо вести комплексно одновременно решая вопросы создания системы особо охраняемых природных территорий и акваторий (ООПТ и АКБ).
Так, в пределах Дальневосточного региона рекомендуется выделить следующие площади для создания охранных зон: территории традиционного природопользования (ТТП), государственные заповедники (ЗАП), национальные природные парки (НПП), заказники (ЗАК) и прибрежные морские акватории, нуждающиеся в особой охране (АКБ). Для природных парков Корякско-Камчатского региона одной из интегрированных проблем развития является создание взаимосвязи между уже сложившейся социально-экономической сферой района и вновь создаваемыми структурами парка: природоохранными, туристическими, бальнеологическими. Режимы природопользования в парках должны разрабатываться на научной основе, с ограничением развития сфер производства экологическими рамками, созданием правовых и экономических механизмов.
Проведение комплексной оценки природных ресурсов (а не раздельный экономический анализ ресурсов: отдельно земли, полезных ископаемых, воды, леса, пушнины) позволит правильно определить для какого вида рекреационной деятельности следует создавать инфраструктуру района, будет ли выгоден пеший, спортивный и новый вид туризма — экотуризм, т. е. обязательное условие введения инноваций — это совместить интересы района и парков (н-р, в Быстринском районе).
С 27 сентября по 4 октября 2002 года на Камчатке проходила Международная конференция "Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Камчатки и окружающая среда: проблемы и пути их решения". Конференция была организована камчатскими общественными организациями (Этно-экологический Информационный Центр "Лач", Информационный Центр "Абориген Камчатки", Ассоциация коренных и малочисленных народов Севера и Сибири Камчатской области. Камчатской Лигой Независимых Экспертов) и московскими (Ассоциация коренных и малочисленных народов Севера и Сибири и ДВ РФ и Правовой Центр "Родник"). Участники обсудили необходимость создания сети коренных народов Камчатки и сохранение природного, культурного и духовного наследия народов Камчатки. Цель создания сети участниками была определена как объединение усилий для оказания влияния на принятие решений этно-экологических проблем на Камчатке. Было принято соглашение о создании организаций сети, в которую сразу же вступили 29 организаций коренных народов.
В настоящее время в Корякско-Камчатском регионе происходит расширение природно-ресурсной базы экономики и объективный процесс смены типа природопользования, содержание которого включает следующие требования:
— сохранение экономического приоритета возобновляемых биологического ресурсов на основе охраны, восстановления и рационального использования;
— комплексное, экологически обоснованное использование остальных, небиологических природных ресурсов (рекреационных, топливно-энергетических, минеральных и т. д.) с одновременным установлением природоохранных режимов в зонах их размещения;
— сохранение видового разнообразия и биопродуктивности экологических систем, а также уникальных и эталонных природных комплексов, улучшение состояния природной среды в экосистемах, приведенных в критическое состояние;
— организация систематического и комплексного контроля за состоянием природной среды с оценкой и прогнозированием ее техногенных изменений, т. е. организация экологического мониторинга.
Таким образом, вышеназванные подходы, методы будут иметь большое значение в разработке и осуществлении научно обоснованных мер по принятию эффективных управленческих решений по устойчивому развитию территорий, проведению взвешенной национально-региональной политики, включению этноисторических и социокультурных данных в моделирование социально-экономических и политических процессов в регионах.