Ограниченность финансовых ресурсов повышает значимость выбора экономической политики субъектами Федерации. Вопросы восстановления промышленного потенциала и создания социальных и материальных предпосылок перехода к экономическому росту сегодня решаются с оглядкой на степень их влияния на другие экономические проблемы.
Единая политика доходов защиты социально уязвимой части населения осуществляется за счёт средств бюджетов разного уровня: консолидированного Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов местных администраций и муниципалитетов; внебюджетных государственных фондов социальной поддержки (государственного страхования по безработице, внегосударственного Пенсионного Фонда, Фонда Обязательного медицинского страхования); страховых средств работодателей общественных и частных благотворительных фондов.
Источниками пополнения региональных бюджетов, прежде всего, служит эффективная налоговая политика, контроль над выполнением инвестиционных программ, а также финансовые проверки и аудит хозяйственной деятельности, осуществляемый подразделениями федеральной исполнительной власти в субъектах РФ и региональными комиссиями по ценным бумагам, комитетами по банкротству предприятий и налоговыми инспекциями.
Опыт работы Москвы показывает, что важную роль в пополнении региональных бюджетов играют заказы на продукцию для нужд городских хозяйств и сельского хозяйства, поддерживающие промышленное производство региона и формирующие постоянный источник пополнения бюджета.
В основу регионального регулирования доходов населения положен принцип разграничения полномочий и сфер компетенций между федеральными органами власти и исполнительно-представительными органами федерального управления.
Острым в отношении между двумя уровнями власти является вопрос о бюджетном федерализме, потому что в нём содержится основная часть ресурсных возможностей для обеспечения социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Не до конца решённые из-за экономического кризиса, спада производства, законодательной неопределённости вопросы реформирования федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации становятся камнем преткновения в реализации региональной социальной политики доходов. Для преодоления этих разногласий необходимы согласованные и законодательно установленные отношения, определяющие размеры перечислений средств в федеральный бюджет субъектами федераций и размеры трансфертов, дотаций, субсидий, направляемых из него субъектам федерации. Иногда дело доходит до прямых угроз, когда некоторые представители субъектов федераций готовы отказаться от выполнения своих обязательств перед бюджетом Российской Федерации, ссылаясь на то, что центр, в свою очередь, не выполняет своих обязательств перед субъектами федераций. Кроме того, субъекты федераций отрицают возможность участия коммерческих структур в трансфертных платежах.
Необходимость участия субъектов федераций в осуществлении социальной политики доходов и заработной платы, т. е. в перераспределении доходов и регулировании заработной платы, обуславливается высоким уровнем дифференциации в регионах. Средний уровень заработной платы по стране не отражает, естественно, всего многообразия складывающейся ситуации с её уровнем по отдельным территориям субъектов [2, c. 60-61].
I.I. Роль государства в регулировании доходов.
Регулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов населения, уровня его жизни, на оптимизацию рыночных законов в целях развития экономики в целом. Роль государства реализуется через повышение доходов населения, которое обеспечивается инициированием экономической эффективности и производственных мощностей, высокой занятостью населения, а также посредством регулирования деятельности предприятий-монополистов, в области ценообразования, особенно на тарифы и энергоносители.
Основным методом регулирования доходов и заработной платы является законодательный, включающий разработку и принятие законодательных и нормативных актов. Среди значимых законодательных актов для регулирования доходов могут быть отмечены: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ.
К экономическим методам регулирования, кроме регулирования минимальной заработной платы, относятся налоговая политика, политика регулирования цен, оплата труда предприятий бюджетной сферы. В условиях рыночной экономики государство, следовательно, влияет на уровень доходов населения через повышение заработной платы занятых в государственном секторе работников предприятий, государственных служащих, учреждений и организаций: учителей, работников культуры и здравоохранения. Рост минимальной заработной платы определяется из финансовых возможностей экономики, а поскольку её размер пропорционален размерам пенсий, пособий и даже штрафов, обоснование величины минимальной заработной платы имеет большое социально-экономическое значение. К экономическим методам регулирования относится фискальная политика, определяющая налоговые поступления в бюджет.
Помимо всего вышесказанного, налоговая система выступает своеобразным регулятором перераспределения доходов населения. Сюда относятся законодательно определяемые налоги с физических лиц и налоговые льготы.
Следующим методом регулирования доходов является административный метод, в основе которого лежит использование сил административных и местных структур власти, которые действуют через запреты, разрешения и принуждения. Государственные органы власти, например, обязывают предприятия своевременно ремонтировать объекты социальной инфраструктуры, озеленять прилегающую территорию, улучшать условия труда, охранять окружающую среду, строить очистные сооружения и т. д.
При переходе к рыночной экономике происходит отмирание прежних административных мер и получают развитие новые. Возникли административные меры контроля деятельности монополий и монопольных рынков, контроля потребительских качеств продукции и товаров, нормы прибыли и контроля цен [2, c. 106-107].
При формировании доходов правительство способно оказывать выборочную поддержку предприятиям наукоёмких отраслей, в том числе обрабатывающей промышленности – прямыми инвестициями или налоговыми льготами.
Через совершенствование налоговой системы правительство способно переложить налоговое бремя на богатые слои населения. Для этого используются прогрессивные ставки налогообложения лиц со сверхвысокими доходами и снижение налога, а может быть, и полное освобождение от подоходного налога лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Правительство гарантирует всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы.
Наличие отдельных депрессивных городов и целых территорий требует от государства в целях поддержания доходов населения этих регионов расходов федерального бюджета, который для этих случаев предусматривает дотационный резерв. Дотационные выплаты могут заменяться налоговыми льготами для городов и территорий, признанными депрессивными [9, с. 73-82].
Однако государственный аппарат России все годы реформ не использовал в полной мере арсенал своих возможностей. Отсюда основной ошибкой либерально-олигархического периода реформирования экономики явилось то, что государство вместо гармонизации противоречий путём проведения разумной налоговой и распределительной политики доли национального дохода и части сверхдоходов, получаемых богатыми в пользу бедных, фактически бросило экономически уязвимую часть населения на произвол судьбы. Как уже было отмечено, потребности разны
Роль финансово-кредитной системы в формировании доходов населения определена правовым полем, очерченным законодательством, к ней относятся на макроуровне: поддержание эмиссионного баланса, формирование реального бюджета и его исполнение; на микроуровне: своевременное проведение финансовых платежей, недопущение перепрофилирования кредитных линий, своевременная проплата платежей и выплат и т. д.
В России почти все перечисленные элементы системы работают со сбоями. В значительной мере это следствие общего системного кризиса, дополненного кризисами финансовыми и кредитными. Положение усугубляется недальновидностью финансовой политикой на уровне государства и в регионах, что в свою очередь способствует углублению кризиса. Это проявляется в приоритете социальных затрат над производственными, а также в расходовании денежных средств на долгосрочные и краткосрочные финансовые операции, что делается несмотря на острый инвестиционный кризис. Например, во многих отраслях промышленности выплачивают дивиденды, хотя в подобных условиях надо переносить выплату по дивидендам на будущее в интересах поддержания источников их формирования или выплачивать акциями из дополнительных эмиссий [8, стр. 49-57].
Особая роль в осуществлении политики доходов и заработной платы принадлежит банковской системе. Банковская система, построенная по двухъярусной схеме, включает: Центральный банк РФ, муниципальные банки и сеть коммерческих банков различного профиля. К таким профилям банковской деятельности относятся сберегательные, страховые, отраслевые, ипотечные и другие. Российская банковская система ещё не устоялась, находится в состоянии не равновесия между использованием Центральным банком РФ и Минфином РФ административных рычагов, с одной стороны, и силами естественно складывающегося кредитно-денежного рынка – с другой. В настоящее время перед банками и всей финансово-кредитной системой государства стоит задача завоевания доверия деятельной части населения, с тем, чтобы привлечь валютные сбережения населения в экономический оборот, которые по различным данным равняются от 30 до 60 млрд. долл., и превратить их в депозиты.
Однако банковская система ещё только настраивается на роль финансового посредника, регулировщика финансовых потоков в процессе проведения оптимальной государственной политики и политики доходов и заработной платы.
I I I Расслоение населения по доходам.
В России признанным и получившим наибольшее хождение для определения благополучия населения является термин «уровень жизни», под которым понимается степень удовлетворённости материальных, духовных и социальных потребностей населения. Уровень жизни зависит от многочисленных групп факторов: политических, экономических, социальных, научно-технических, экологических. Изменение каждого из этих факторов способно изменить уровень жизни населения. Поскольку управление этими факторами относится к национальным проблемам, постольку их принято относить к числу национальных приоритетов, обуславливающих уровень жизни населения. [2, c. 111].
Обратимся к конкретным примерам неравенства в распределении доходов.
Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американскою экономиста и статистика Макса Лоренца. Кривая Лоренца отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. На рисунке приведена кривая Лоренца для России на 2000 г.
Рассмотрим динамику коэффициента Джини в России. Так, в СССР в 1991 г. он составлял 0,260, а в 1993 г., после одного года радикальных экономических преобразований, уже 0,398. В 1997 г., по данным Института экономических проблем переходного периода, он снизился, составив величину 0,381. В 1999 г. коэффициента Джини составил 0,398, что свидетельствует об усилении неравенства в распределении совокупного дохода в обществе. Но уже в 2000 г он снизился и составил величину 0,371.
Для сравнения коэффициент Джини составлял: в Японии –0,270; Швеции-0,291; США 0,329; Бразилии — 0,565; Великобритании –0,297; Германии-0,250.
В связи с переходом России к рыночной экономике механизм распределения ресурсов и доходов сопровождается большей дифференциацией доходов населения, чего не наблюдается в период социалистического хозяйства. При этом не учитываются доходы, не декларируемые субъектами теневой экономики и просто граждан. Следовательно, в переходной экономике России коэффициент Джини может оказаться еще большей величиной по сравнению с официальными цифрами. Периоды экономических потрясений, высокой инфляции и т. п. сопровождаются усилением разрыва в доходах различных групп населения. Так, в России в 1992 году соотношение доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения составляло 8,3 раза, то уже в 1999 г. оно возросло до 13,9 раза.[11].
В России вплоть до конца 1998 г. порог бедности определяли по схеме, установленной еще в начале рыночных реформ в 1992-1993 гг. Тогда это делалось так: бралась стоимость минимального набора продуктов и умножалась на коэффициент 1,46. При этом исходили из того, что бедная семья в России тратит на питание в среднем 68,3 % семейного бюджета; умножив стоимость этого продовольственного набора на коэффициент 1,46, получали стоимость прожиточного минимума. Но эта методика все чаще и чаще подвергалась критике, что вполне заслуженно. Ведь многие бедные семьи по полгода и более не платят за квартиру, не в состоянии приобрести самые необходимые предметы одежды и обуви и т. п.
По новой методике, которая в начале ноября 1998 г. рассматривалась правительством, прожиточный минимум рассчитывается на основе реальной потребительской корзины. В нее входит не только минимум продовольственных товаров, но и набор промышленных товаров, необходимых услуг и впервые включены даже некоторые товары длительного пользования. В новом варианте потребительской корзины присутствуют 33 вида продовольственных товаров и 79 позиций, составляющих минимальный непродовольственный набор товаров для взрослых, и 69 позиций — для детей. В нашем случае оценить уровень бедности в России мы можем на основе коэффициента остроты бедности. По данным Госкомстата в России на начало крупномасштабных экономических реформ, а именно в 1992 г дефицит домохозяйств составил 400 млн. руб., но уже в 1995 г он составил 96млрд. руб., а после экономического кризиса в 1998 году он составил 147 млрд. руб., т. е. за 6 лет дефицит увеличился в несколько сотен раз.
Изучение социальной дифференциации населения составляет одну из актуальных задач для наших экономистов, тем более что становление рыночных отношений в экономике углубляет социальное расслоение общества. Ещё У. Черчилль, сравнивая капитализм и социализм, утверждал, что капитализм — несправедливое распределение благ, зато социализм – справедливое распределение нищеты. [1 c. 92].