ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ
1. Налоги в экономической системе общества
Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги
представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и натуральные (зерном, вином и т.п.) Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить или как от них уходить.
Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий.Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде "Опыт теории налогов" (1818) писал: "... дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы - от Австрии, фрисландцы - от Дании и, наконец, казаки от Польши. На возмущение североамериканских колоний против Англии дурная система финансового управления относительно иностранной торговли имело решительное влияние." [Цитировано по: Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли - М., 1996, С. 126
] Он отмечал, что именно налоговые и финансовые неурядицы, неискусное собирание денег с народа подавали повод к восстаниям, революциям и иным общественным потрясениям.
2. Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах
свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.
В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими достатком. В то время была заложена основа декларирования доходов. Граждане делали заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении каждые 5 лет, на основании чего избранные чиновники, которые назывались "цензорами", определяли суммы налога (ценз
). Римские граждане, проживающие в колониях и провинциях Римской империи платили как государственные, так и коммунальные
(местные) налоги. В случае победоносной войны налоги снижались.
1.2.3. Византия до VII в.
Существовал 21 вид прямых налогов:
· поземельный,
· подушная подать,
· налоги на оснащение армии,
· налог на рекрутов (заплатившие освобождались от воинской повинности),
· пошлина на продажу товаров (10-12%).
Чрезмерное налоговое бремя в Византии привело к ослаблению мощи государства.
1.2.4. Древняя Русь
.
Основным источником княжеской казны в IX в. была дань
- сначала нерегулярный, а затем все более систематичный прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда княжеские дружины сами ездили за нею в подвластные племена.
Косвенное налогообложение выражалось в форме торговых и судебных пошлин:
· "мыт" - за провоз товаров, через горные заставы,
· "перевоз" - за перевоз через реку,
· "гостиная" - за право иметь склады,
· "торговая" - за право устраивать рынки,
· "вес" - за взвешивание товаров,
· "мера" - за измерение товаров,
· "вира" - за убийство,
· "продажа" - за преступление.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", который взимался с каждой души мужского пола и со скота. Сначала он собирался уполномоченными хана "баскаками", а затем самими русскими князьями. Помимо "выхода" существовала повинность "ям" - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам и содержать послов Орды.
Уплата "выхода" была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего началось создание финансовой системы России.
1.2.5. Россия.
Повышение акцизов на соль (с 5 до 20 коп. за пуд) в 1646 г. вызвало ряд соляных бунтов. После чего началось упорядочение финансовой системы России. В 1655 г. царь Алексей Михайлович создал Счетный приказ, функцией которого являлась проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг, что позволяло довольно точно определять бюджет государства.
Петр I учредил особую должность "прибыльщиков", обязанность которых "сидеть и чинить государю прибыли", то есть изобретать новые источники доходов казны. Вводились все новые налоги: гербовой сбор, подушный сбор с извозчиков, налог с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажа съестного, найма домов, вводились налоги на бороды и усы. В тоже время было ослаблено бремя подушного налога.
3. Налоги в макроэкономической теории
В области налогов все давно испробовано. Особенно много проектов внедрения новых налогов с прожектерством благотворного воздействия налогов на практику было предложено в XVII-XVIII вв. в Англии.
3.1. Экономисты классической школы.
Ученые-классики считали, что конкурентная экономическая система обладает автоматическими механизмами, которые способны обеспечить стабильное развитие экономики. Налоги играли лишь роль источников дохода бюджета государства, а полемика велась вокруг справедливости их взимания и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью задач государства таких как обеспечение функционирования конкурентного рынка и гарантии устойчивости покупательной способности денег.
У. Петти
английский экономист в "Трактате о налогах и сборах" (1662) ставил вопрос - как оценить те богатства, которые подлежат налогообложению?
Т. Гоббс в
трактате "Левиафан" (1652) указывал, что налоги являются ценой за которую покупается общественный мир. Для существования людей, представляющих государственную власть, члены общества образуют общий фонд - государственную казну, или "фиск" (от латинского "фискус" - казна).
Ш. Монтескье -
французский писатель (1689-1755) указывал, что ни один государственный вопрос не требует такого мудрого и благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть, следует брать у подданных и какую часть оставлять им. В этих вопросах могут быть решения двоякого рода: "Доходы государства надо измерять не тем, что народ может давать, а тем, что он должен давать... Но если народу оставить лишь то, что нужно в обрез для поддержания жизни, то малейшая диспропорция приведет к самым пагубным явлениям."
При установлении налога государство должно "соразмерять свое богатство с богатством отдельных лиц". Ш. Монтескье ставил вопрос:
"Начнет ли государство обогащать себя посредством разорения своих подданных или оно подождет, пока достигшие материального благосостояния подданные обогатят его?"
Д. Юм -
английский экономист и философ в своем эссе "О налогах" (1752) размышлял так: когда установлены налоги на потребление, то рабочие должны урезать свои потребности, либо потребовать увеличения оплаты своего труда - и тогда бремя налогов ляжет на богатых. Но если налоги умеренные и вводятся постепенно. Рабочие начинают работать больше и лучше, а их жизненный уровень остается прежним без надбавок к заработной плате. Эта ситуация ведет к общему экономическому росту страны. На основе этой идеи в XVIII веке сформировалась теория "фискального договора" (Ж. Ж. Руссо) или концепция "обмена услугами между государством и гражданами", которая утверждала,
В XIX в. налог стали рассматривать как инструмент перераспределения общественного богатства:
· более сильные плечи должны нести более тяжелое бремя,
· совсем слабосильных следует освободить от бремени налогов,
· немощных нужно поддерживать за счет собираемых налогов.
А. Смит
считал, что платить налоги может лишь тот, кто имеет доход.
Основные три источника, которым соответствовал вид дохода:
· земля, - рента,
· капитал, - прибыль,
· труд, - оплата труда.
Все другие виды доходов (например, артистов, писателей и т.п.) - вторичны и образуются от трех названных доходов.
Это явление было описано в XVIII в. и связано с введением нового налога. Установление государством налога на прибыль того или иного производителя, вызывает переложение его на потребителей продукции данного производителя, путем включения данного налога в цену. Часто переложение бывает многоступенчатым, до тех пор пока данный налог не доходит до розничной цены и не уплачивается потребителем конечной продукции. (Примеры, от добытчика железной руды до покупателя металлической посуды, установление налога крупные универмаги в Пруссии в XIX в., введение налога на предметы роскоши, введение налога на хлеб и пиво в целях стимулирования труда рабочих.)
Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства. Теоретический взгляд на налоги начал формироваться относительно недавно, ставя такие вопросы:
· какова внутренняя природа налогов, как экономического явления и как общественных отношений,
· какие общие закономерности налогов,
· как воздействуют различные налоги на экономику страны,
· как налоги воздействуют на различные слои населения,
· какова эффективность тех или иных налогов для государственной казны.
Поиск ответов на эти вопросы связан с развитием основных теоретических направлений экономической науки: кейнсианства и монетаризма.
3.2. Кейнсианская теория.
Дж. Кейнс и его последователи предлагали управлять динамикой совокупного спроса, стимулируя производство, развитие и рост за счет активного государственного вмешательства, в частности, через налоги. Дж. Кейнс считал, что налоги действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости". Он был сторонником прогрессивности в налогообложении, так как верил, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. По его мнению излишние сбережения надо изымать с помощью налогов, так как они представляют собой пассивный источник доходов и не вкладываются в производство. Поэтому государство должно осуществлять "свое руководящее влияние на склонность к потреблению ... путем соответствующей системы налогов..." [ Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. - М., 1978. - С. 364-365 ]
Представители кейнсианства считали, что налог на потребление, введенный по прогрессивной ставке с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (на предметы повседневного пользования), более справедлив, чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.
3.3. Монетаризм.
Монетаристы считали, что рынки обладают высокой степенью конкурентоспособности и, что сама система свободной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Они выступили с требованием ограничения дискреционного регулирования, как необходимой предпосылки стабильного бескризисного развития.
Монетаризм поставил под сомнение механизм бюджетного мультипликатора, где изменение налоговых ставок и расходов бюджета обеспечивают многократный прирост национального дохода, и попытались развенчать утверждение кейсианцев о сильном и хорошо предсказуемом влиянии бюджетных мероприятий на состояние платежеспособного спроса, занятости и цен. М. Фридмен (основной представитель монетаризма) и Д. Мейзельман еще в 1963 году с помощью регрессивного анализа пытались доказать, что потребительские расходы имеют более тесную статистическую связь с денежной массой, чем с "автономными расходами", в состав которых включался дефицит государственного бюджета. [ Усоскин М.В. "Денежный мир" Милтона Фридмена. - М., 1989, С. 129].
Согласно программы монетаристов - налоговая политика не должна применяться в качестве средства краткосрочной стабилизации, иначе стагфляция становится неизбежной.
Разногласия монетаристов и кейнсианцев по вопросу о роли государства в хозяйственной жизни вылились в конечном счете в противопоставление двух основных инструментов макроэкономического контроля, используемых правительственными органами для воздействия на конъюнктуру - денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Первый вид политики, связанный с воздействием центрального банка на величину денежной массы, расценивается монетаристами как наиболее эффективный и органически вписывающийся в систему товароно-денежных отношений. Второй вид политики, заключавшийся в изменении налоговых ставок и управлении государственным долгом, связывается ими с произволом правительственного аппарата и расценивается как малоэффективный для хозяйственного развития.
3.4. Зависимость А. Лаффера.
В последние годы, изучение вопросов связанных с государственными доходами вернулось на первый план. Современная теория налогообложения считает, что преобладающая значимость в накопительной и инвестиционной деятельности заключается в совокупном функционировании экономики и вызывает сильное стимулирование развития налоговой системы.
Одно из первых исследований взаимосвязи ставки налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет выполнено группой американских экономистов во главе с профессором А.Лаффером. Он заметил, что существует некоторая оптимальная величина ставки подоходного налога.
Зависимость А. Лаффера показывает связь между ставкой налога на прибыль и суммарной величиной поступлений в бюджет от сбора налога.
С увеличением ставки налога от нуля, при котором поступления в бюджет нулевые, растет доля дохода каждого предприятия, отчисляемая в бюджет, но подрываются стимулы трудовой активности и развития производства. В результате при увеличении доли отчислений уменьшается объект обложения. До некоторой величины ставки тенденция снижения производства ярко не проявляется, более того, в некоторых условиях (например, когда фирма стремится максимизировать объем продаж продукции при ограничении на минимально допустимый объем прибыли, причем оптимальный объем выпуска еще не достигнут) установление налога даже способно подхлестнуть усилия предприятия в наращивании производства (так как налоговые отчисления могут снизить величину прибыли более допустимой величины). Однако с ростом доли отчислений тенденции падения производства усиливаются и с некоторого момента рост ставки налога начинает приводить к абсолютному уменьшению налогового оклада из-за более быстрого снижения величины объекта обложения по сравнению с ростом ставки налога. [ Глухов В.В.,Дольде И.В. Налоги: теория и практика. Уч. Пос., ,СПб., 1996.С.16. ]
Список литературы:
Адкинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э.
Лекции по экономической теории государственного сектора - М., 1995.
Алексашенко С.
Налоговые реформы в развитых странах: опыт 80-х. М. , 1992.
Глухов В. В.,Дольде И.В. Налоги: теория и практика. Уч. Пос., СПб., 1996.
Гуреев В.И. Российское налоговое право. - М., 1997.
Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - Уч. пос., М., 1997.
Дробозина Л.А. Общая теория финансов. – М., 1995.
Иванеев А.И. Налогообложение иностранных компаний и предприятий с участием иностранных инвестиций. - М., 1997.
Родионова В.М. Финансы: Уч. пособ. - М.: Финансы и статистика, 1993.
Налоги: Учеб. пособие Под ред. Д.Г. Черника - М., Финансы и статистика, 1997.
Налоговая политика в индустриальных странах: Сборник обзоров Под ред. В.С. Аваева - М. 1995.
Налоговые системы зарубежных стран. Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника - М., 1997.
Петрова Г.В. Налоговое право. - М., 1997.
Сакс Джефри Д., Ларрен Фелипе Б.
Макроэкономика. Глобальный подход. - М., 1996.
Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. М., 1997.
A Manual on Government Finance Statistics. (Russian edition). - Washington, 1986.
Мишель К. Оффшорные юрисдикции и компании: проблема выбора Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Никосия - Хельсинки, 1995.
Зампелас М. Несколько моделей страховых компаний Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Никосия - Хельсинки, 1995.