Е.И. Лавров, Омский государственный университет, кафедра экономической теории и предпринимательства
В современной (и не только в современной) экономике есть два начала: рыночное и непосредственно общественное (социальное).
Раскрывая основные начала в современной экономике, мы будем пользоваться такими основными субъектами хозяйствования, как домохозяйства, бизнес и государство. Домохозяйства представлены отдельными людьми, индивидуумами, семьёй, в то время как бизнес представлен предпринимателями, предприятиями и организациями любой формы собственности. Говоря о государстве, мы имеем в виду не общность людей в государстве, а аппарат экономического и политического управления.
При анализе двух начал в экономике мы временно отвлечемся от государства, для которого рыночные начала не столь очевидны. Но оба начала вполне очевидны как для домохозяйств, так и для бизнеса.
Первое начало состоит в том, что домохозяйствам и бизнесу присущ индивидуализм, обособленность от других домохозяйств и бизнеса. Каждый человек, в том числе и бизнесмен, относится к другим людям и другому бизнесу как к чужому, не своему. Экономической основой такой обособленности является частная собственность на факторы производства: средства производства, землю, рабочую силу и др. Поэтому к людям и бизнесменам, не принадлежащим к ним, к их обществу, домохозяйства и бизнес относятся как частные собственники факторов производства к другим частным собственникам.
На обособленности факторов производства, доходов и соответственно обособленности потребностей в условиях разделения труда основывается подсистема товарного производства, товарно-денежных отношений, или, другими словами, рынка. В этом и состоит первая особенность современной экономической жизни. При этом данное начало характерно как для развитых, так и для развивающихся стран.
Товарное производство, рынок порождает конкуренцию между домохозяйствами, бизнесом, обеспечивая экономический прогресс. На рынке побеждает сильнейший, тот, кто создает более качественные товары и услуги, более дешевые. Поэтому рынок безжалостен к неудачникам, лентяям, неповоротливым, которые не выдерживают конкуренции и покидают рынок, освобождая рыночную нишу для победителей.
Условно можно определить поведение каждого человека (домохозяйства и бизнесмена) в рыночной экономике как поведение "экономического индивида".
Второе начало состоит в том, что каждый человек всегда существовал и существует как член сообщества, в том числе семьи, трудового коллектива предприятия или организации, а также района, округа, края (штата, кантона и пр.), государства. Люди в таких сообществах имеют общие экономические и иные интересы. Основой такой общности экономических интересов является та или иная форма собственности: для семьи это личная или частная собственность, для коллектива - корпоративная собственность, для жителей того или иного территориального образования - муниципальная собственность и местный бюджет, для жителей страны - государственная собственность и государственный бюджет и т.д. И хотя трудовой коллектив, жители области, края, страны открыты для "въезда" других людей при определенных обстоятельствах, особенно в демократическом обществе, в то же самое время эти образования в каждый данный момент носят относительно "закрытый" характер. То же самое относится и к семье, семейному доходу и семейному бюджету.
К людям, принадлежащим к их сообществу, как домохозяйства, так и бизнес относятся как к "своим". Связи между этими людьми поддерживаются не только товарно-денежные, рыночные, но также непосредственно общественные, социальные. В ряде случаев потребности "своих" людей рассматриваются как свои собственные, и даже выше.
В этом случае между людьми возникает другое, отличное от товарно-денежных, начало - отношение социальной общности (корпоративности, коллективизма). Эта особенность рождает другую подсистему экономики современного общества - непосредственно общественную (социальную). В основе такой подсистемы (социальной общности) лежит единство экономических интересов, в том числе сотрудничество, соучастие, сострадание, социальная помощь и т.д. Эта вторая сторона современной экономической жизни характеризует каждого индивида, в том числе и предпринимателя, как "социального индивида".
Каждый человек (представитель домохозяйства или бизнеса) одновременно находится в обеих подсистемах современного общества, т.е. он выступает и как экономический, и как социальный индивидуум. С точки зрения отдельного человека он может вступать с одними людьми только в товарно-денежные, с другими - только в непосредственно общественные (социальные) отношения, с третьими людьми - в те и другие, а также в смешанные экономические отношения.
С точки же зрения всего общества эти две подсистемы всегда имеются налицо, они образуют единство условий жизни и деятельности людей.
Для того, чтобы изучить экономические отношения современного общества, в котором обе подсистемы существуют одновременно, необходимо прежде всего изучить каждую подсистему в отдельности, абстрагируясь от другой подсистемы. Такое абстрагирование является временным явлением. После того как будут изучены эти подсистемы каждая в отдельности, необходимо раскрыть взаимодействие их в единой экономической системе, а также случаи взаимного врастания этих подсистем друг в друга. Суть дела в том, что в современном обществе эти два вида отношений существуют не только одновременно, но также взаимно переходят друг в друга, образуя сложную органическую систему общественно-экономических отношений.
В разные исторические эпохи в зависимости от экономических условий производства (отношений собственности, ограниченности или изобилия ресурсов для производства товаров и услуг, установившихся традиций, обычаев, религии и т.д.) эти два начала и соответственно товарная и непосредственно общественная (социальная) подсистемы образуют экономическую систему, равную 1. В таком случае каждая подсистема занимает положение от 0 до 1, но, как показывает практика, не доходит до крайних пределов.
Вместе с тем необходимо заметить, что в одних современных странах преобладают индивидуализм и рыночные начала, проникающие все глубже и глубже в экономическую, социальную и общественную сферу жизни общества, в других - общественные начала. К числу стран с преобладанием индивидуализма можно отнести Англию, Германию, США, Италию и др.
Но в ряде стран и сегодня индивидуализм и рыночные отношения менее развиты, они не вытеснили из многих сфер экономической жизни существенные непосредственно общественные (социальные) начала. К числу стран со значительными общественными началами можно отнести Японию, а также Россию. Например, в современной Японии широко развит патернализм, когда внутри фирмы отношения строятся как в большой семье, и потребности каждого члена (работника) фирмы рассматриваются как внутренние потребности самой фирмы, а не как обособленные потребности частного собственника. Именно на этой основе и развилась система пожизненного найма.
Для определения перспектив развития рыночных начал в России необходим тщательный анализ менталитета населяющих его народов. Ответ на вопрос, какие начала превалируют в обществе, должны дать представители многочисленных научных направлений, в том числе социологи, психологи, экономисты, этнографы, историки, философы и т.д.
Сейчас практически все жители России ставятся в такие условия, когда они вынуждены торговать, кто чем может. Это значительно развивает индивидуализм и рыночные начала. Но и сейчас в России есть люди, которые, имея излишки некоторых полезных вещей (например, овощей и фруктов со своих садово-огородных участков), просто раздают их своим знакомым (а это разновидность непосредственно общественных отношений), поскольку не могут преодолеть в себе неприятия рынка как способа реализации ненужной, лишней для себя продукции.
В ряде работ, посвященных менталитету российского народа, отмечается его духовность в отличие от народов Западной Европы, для которых на одном из первых мест находятся меркантильные соображения, погоня за золотом и другими формами материального богатства. Одна из таких причин духовности россиян - господство православия в течение многих веков, которое больше всего заботится о чистоте души.
Американские ученые У. Нордхауз и Дж. Тобин сделали попытку рассчитать удельный вес сделок, которые производятся на основе рыночных отношений, а также удельный вес "нерыночных" сделок в США. Они обнаружили, что удельный вес всех рыночных сделок не так велик, как это казалось на первый взгляд, и за период 1850 - 1950 гг. в США этот удельный вес остался без видимых изменений. По их расчетам, удельный вес рыночных сделок 1950 гг. составил 58,8%, в то время как удельный всех нерыночных сделок - 41,2% [1].
К нерыночным элементам У. Нордхауз и Дж. Тобин относили домашнее хозяйство; "публичный сектор", под которым они понимали сектор государственных предприятий, в котором имеются рыночные отношения, но они носят ограниченный характер; корпорации, которые работают на казну; внутрикорпоративный оборот. Кроме того, они считали необходимым учитывать государственное регулирование рыночных отношений; контракты; особенности найма труда, в котором большую роль играют государство и профсоюзы.
Можно соглашаться или не соглашаться с У. Нордхаузом и Дж. Тобином относительно того, что относить к рыночному, а что к нерыночному сектору. Но сам методологический подход, что не все экономические процессы носят рыночный характер, заслуживает внимания и изучения. Современная экономическая жизнь намного богаче, чем представления о ней как о рыночном хозяйстве.
Если одна из экономических подсистем занимает не просто доминирующее, но абсолютно господствующее положение, близкое к 1, то создаются угнетающие, губительные условия для ж
Рыночная и непосредственно общественная (социальная) сферы экономики подверглись всестороннему изучению и классификации. В основном это относится, скорее всего, к рыночным отношениям, в то время как непосредственно общественные (социальные) отношения глубоко изучались лишь в советский период. Например, возьмем рыночные отношения. В экономической литературе существует несколько классификаций рынка, его делят на рынок товаров народного потребления и услуг, на рынок средств производства (инвестиционных товаров), на денежный рынок, на рынок рабочей силы (труда); различают рынок свободной (совершенной) конкуренции, рынок монополий, олигополий, предприятий монополистической конкуренции; различают оптовую и розничную форму торговли; производство на известный и неизвестный рынки; подразделяют рынки сбалансированный и несбалансированный; различают рынок, который обеспечивается крупным, средним или мелким бизнесом; делят рынок на регулируемый и стихийный; различают рынок с диктатом продавца и рынок с диктатом потребителя; различают рынок внутренний и внешний и т.п.
Несмотря на большое разнообразие рыночных отношений, можно сделать вывод, что рыночные отношения возникают и развиваются там, где хозяйствующие субъекты относятся друг к другу как частные собственники факторов и результатов производства в условиях разделения труда. Но на других основах строятся внутренние отношения в семье, в фирме, а также происходит удовлетворение государственных потребностей. Хотя некоторые элементы рыночных отношений наблюдаются и здесь, господствующими являются непосредственно общественные (социальные) формы экономических отношений.
Возьмем для начала удовлетворение внутренних потребностей семьи за счет товаров, приобретенных на рынке. Каковы условия потребления внутри семьи материальных благ? Платежеспособность, как на рынке, не может служить таким условием, поскольку члены семьи не платят друг другу за потребляемые материальные блага и услуги. В большинстве случаев не является условием потребления размер дохода, который вносится в семейный бюджет отдельными его членами. Условием потребления внутри современной семьи являются сами потребности членов семьи. В этом случае потребности отдельных членов семьи рассматриваются как одно целое. Внутри семьи удовлетворение потребностей отдельных ее членов происходит на основе традиций, вкусов, привычек, при этом удовлетворение потребностей детей может находиться на одном из первых мест. Но каждый член семьи рассматривает потребности всех других членов своей семьи как свои собственные. Именно поэтому рыночные отношения не могут лежать в основе семейных отношений.
Возьмем другой пример, а именно производство, распределение и потребление тех материальных благ, которые произведены в садово-огородном или подсобном хозяйстве. Материальные блага, которые произведены членами семьи, также не принимают товарных форм, если они предназначены для семейного потребления. Сама семья, ее члены являются как производителями, так и потребителями продукции садово-огородного и приусадебного хозяйства. Отдельные члены семьи в основном ведут хозяйство, выращивают урожаи, но потребление этих продуктов происходит не по труду, а по потребностям всей семьи. Когда сама семья является и производителем, и потребителем продукции садово-огородного и приусадебного хозяйства, то перед нами - пример натурального хозяйства, которое было основой экономической жизни до перехода на господствующие рыночные условия. Но натуральное хозяйство - это в то же самое время разновидность непосредственно общественного производства, его неразвитая форма. Удельный вес натурального производства трудно определить в процентах от ВВП, поскольку такой статистики не ведется, по крайней мере в нашей стране. Но заметим, что в развивающихся странах удельный вес натурального производства достаточно велик, в то время как в странах индустриально развитых он может быть небольшим.
В частности, в период перестроек и реформ в России удельный вес натурального производства в форме личного подсобного хозяйства значительно увеличился. Так, в 1996г. в России существовало 14 млн. участков в коллективных садоводческих товариществах и 8 млн. участков в овощеводстве. И хотя доля личного подсобного хозяйства в общей площади сельскохозяйственных угодий составляла всего 5%, доля в валовой продукции сельского хозяйства составила 40%, в том числе в растениеводстве - 38%, столько же и в продукции животноводства [2]. Но ответить на вопрос, какая часть продукции личного подсобного хозяйства удовлетворяет внутренние потребности семьи, а какая идет на рынок, мы не можем, поскольку такой статистики не ведется, да и трудно рассчитать удельный вес каждой из этих частей.
Внутренние потребности бизнеса (фирмы, корпорации и т.д.), охватывающего сотни, тысячи и более людей, также удовлетворяются не при помощи товарно-денежных отношений, а при помощи непосредственно общественных отношений. Внутри фирмы ведется учет и контроль за потребленными ресурсами производства, но движение комплектующих изделий, полуфабрикатов, деталей, узлов происходит в силу производственных потребностей самой фирмы, отдельных ее частей (цехов, бригад, заводов и т.д.).
Важнейшим элементом современной национальной экономики является государственный бюджет. О роли госбюджетных отношений в экономике современных стран говорят такие данные: удельный вес государственных расходов в ВВП в 1996г. составлял в США 33,3%, в Японии - 32,6%, в Англии - 41,9%, в Германии - 49%, во Франции - 54,5%, в Швеции - 64,7% [3]. В СССР удельный вес расходов госбюджета был значительно выше.
Как по расходам, так и по доходам государственный бюджет формируется не на основе рыночных, а на основе непосредственно общественных отношений. Это значит, что денежные средства в бюджет поступают в виде целенаправленной передачи домохозяйствами и бизнесом части своих доходов на основе существующих законов, но из бюджета денежные средства также целенаправленно поступают на социальные и иные цели. Сказанное не означает, что госбюджет полностью изолирован от рыночных отношений. Часть доходов государственного бюджета может быть получена в виде внутренних и внешних займов. Государство при помощи выпуска ценных бумаг вступает со своими кредиторами в рыночные отношения. Это могут быть как национальные, так и иностранные кредиторы. Кроме того, если государственный бюджет активный, то положительная разница между доходами и расходами также может быть использована как кредитный ресурс. Кредитные отношения в любом случае выступают для госбюджета как рыночные отношения. Но основная часть государственных доходов и расходов формируется за счет нерыночных, т.е. непосредственно общественных форм. Так, расходы госбюджета совершаются путем прямой (непосредственно общественной) передачи госбюджетных средств. И хотя по своим расходам госбюджет неоднороден, среди них особо выделяются расходы на социальные цели: выплата пенсий, пособий, содержание школ, больниц и пр. То же самое можно сказать и о доходах госбюджета.
Домохозяйства и бизнес рассматривают платежи в бюджет как прямой вычет из своих доходов, который суживает их связи с рынком. Отметим, что руководители России оказались заложниками своих воззрений и планов по переходу экономики страны на рыночные основы. Объективно лозунг перехода к рынку означает свертывание непосредственно общественных, социальных отношений и связей, подрыв госбюджетных отношений. В этом нам видится вред поспешности и непродуманности лозунга перехода экономики России на рыночные начала. Кафедра экономической теории и предпринимательства Омского госуниверситета (до 1990г. кафедра политической экономии) в течение многих лет исследовала систему непосредственно общественных (социальных) отношений. Профессорско-преподавательский состав кафедры подготовил и издал несколько межвузовских тематических сборников, посвященных этой проблеме.
Во всех сборниках многие авторы считали, что непосредственно общественные (социальные) отношения есть коренная особенность социализма. Знакомство с теорией и практикой зарубежных стран обнаружило, что во всех странах, в том числе и тех, которые называют себя странами с рыночной экономикой, наряду с рыночными есть и нерыночные, непосредственно общественные отношения. Более того, социальные программы помощи нуждающимся в странах с развитой рыночной экономикой являются более значительными, чем были в экономике СССР. Это дало возможность некоторым авторам сделать вывод, что социализма в этих странах больше, чем было в СССР. В настоящей статье мы не будем касаться вопроса о том, является ли та или иная страна капиталистической или социалистической. Это особый предмет анализа. Отметим лишь, что в экономике современных стран видны как начала капиталистические, так и начала социалистические. Это особенно очевидно при анализе товарных и непосредственно общественных отношений.
Этот анализ, в частности, позволяет нам сделать вывод о том, что рыночные и непосредственно общественные (социальные) отношения характерны для всех современных стран. Поэтому правильное (оптимальное, разумное) сочетание этих основополагающих начал с учетом национальных особенностей каждой страны должно быть в поле зрения каждого экономиста, всех политиков, особенно руководителей страны. Два начала современной экономической жизни носят общечеловеческий характер. Это объясняется тем, что люди рождаются, живут и развиваются в окружении себе подобных, в обществе.
Список литературы
Цит. по: Чибриков Г. Трактовки модели экономического развития и ее элементов // Росс. эконом. журнал. 1995. N 2. C. 77.
Булатов А. Рыночные отношения в АПК: особенности и проблемы становления // Росс. эконом. журнал. 1996. N 9. C. 100.
Пороховский А.П. Национальные рыночные модели экономического развития //Росс. эконом. журнал. 1997. N 12. C. 92.