Нефедов С.А.
В середине XIX века Англия была промышленной мастерской мира. Английское общество являло резкий контраст богатства и нищеты; в то время как промышленники и торговцы получали колоссальные прибыли, большая часть населения бедствовала. Власть принадлежала олигархии крупных собственников; избирательным правом пользовалась лишь десятая часть взрослого мужского населения. Власти жестоко преследовали профсоюзы и подавляли рабочие выступления, однако постепенно рабочий класс сумел организоваться и вступить в борьбу за свои права. В 1847 году был принят закон о 10-часовом рабочем дне; в 1867 году после бурных митингов и кровавых столкновений рабочих с полицией парламент принял закон, значительно расширивший избирательное право; им владела теперь примерно четверть взрослых мужчин. После этого олигархия утратила свое господство и промышленники были вынуждены постепенно увеличивать заработную плату; за вторую половину XIX века реальная заработная плата возросла примерно втрое. Реформа 1885 года увеличила численность избирателей до 70% взрослых мужчин, в 1900 году была создана лейбористская партия, в 1908-1910 годах введено социальное страхование, появились пособия по безработице и небольшие пенсии.
Рост заработной платы и налогов привел к падению прибыли английских промышленников; они стали переводить свои капиталы в другие страны – туда, где рабочая сила была дешевле. В Англии почти не строились новые предприятия, и она стала терять свое первенство; за 1840-1914 года доля Англии в промышленном производстве сократилась с 45 до 14%. При этом английские вложения за рубежом достигли 4 млрд. фунтов стерлингов, английским капиталистам принадлежало огромное количество предприятий в других странах, и прибыль от них в 4 раза превосходила прибыль внутри страны. Большинство этих предприятий находилось в странах Британской империи и в США.
Отток капиталов из Англии вместе с тем означал распространение промышленной революции по всему миру; англичане строили в различных странах железные дороги, фабрики и налаживали производство машин. 60-е и 70-е XIX столетия ознаменовались так называемой второй технологической революцией. Эта революция не уступала по масштабам первой, она была связана с электрификацией, созданием двигателя внутреннего сгорания, изобретением телеграфа и телефона, освоением производства стали, появлением химических красителей и минеральных удобрений. Новая технологическая революция породила новые отрасли промышленности: электротехническую, автомобильную, химическую, сталелитейную. Научно-технические знания распространялись по миру, и новые изобретения делались теперь в разных странах, в значительной части в Германии и США. В этих же странах развивались и новые отрасли промышленности. За 1870-1914 годы промышленное производство в Германии возросло в 6 раз, в США - в 8 раз, а в Англии – только в 2,4 раза. Рост германской промышленности стимулировался относительной дешевизной рабочей силы и протекционистской политикой правительства. К 1914 году Германия обогнала Англию по общему объему промышленного производства, при этом в новых отраслях, к примеру, в производстве стали превосходство было более чем двукратным.
Рост производства в США стимулировался богатыми природными ресурсами, приливом английских капиталов и огромной иммиграцией. В 1870-1914 годах в США прибыло 30 млн. иммигрантов и население достигло 97 млн. чел. США превратились в крупнейшую промышленную державу, производившую треть мировой промышленной продукции.
Промышленное производство во Франции росло медленнее, чем в Германии и США, в 1870-1914 годах оно увеличилось в три раза. Потерпев поражение во франко-прусской войне 1870-71 годов, Франция была вынуждены платить большие репарации. Развитие французской промышленности сдерживалось нехваткой природных ресурсов, в частности, каменного угля и железной руды. Кроме того, французская буржуазия традиционно носила финансовый характер и предпочитала вкладывать деньги в ценные бумаги; поскольку иностранные займы давали большую прибыль, чем внутренние, то французские капиталы уходили за границу. К 1914 году вывоз капитала в 4 раза превосходил вложения в промышленность; сумма вложений за рубежом составляла 2 млрд. фунтов стерлингов.
В 1870-х годах в развитии мировой экономики наступил знаменательный перелом, этот перелом был связан с колоссальным расширением мирового рынка. В предыдущий период масштабное строительство железных дорог привело к включению в мировую торговлю обширных континентальных областей; появление пароходов намного удешевило перевозки по морю. На рынки огромным потоком хлынула американская и русская пшеница – цены на пшеницу упали в полтора, в два раза. Эти события традиционно называют «мировым аграрным кризисом». Они привели к разорению многих помещиков в Европе – но вместе с тем обеспечили дешевым хлебом рабочих. С этого времени наметилась промышленная специализация Европы: многие европейские государства теперь жили за счет обмена своих промышленных товаров на продовольствие. Рост населения больше не сдерживался площадью пахотных земель; бедствия и кризисы, порождаемые перенаселением, ушли в прошлое. На смену прежними законам истории пришли законы нового индустриального общества.
Новое промышленное общество сформировалось в странах Европы и Северной Америки. Остальные государства жили еще в прежнем, аграрном мире. Как отмечалась выше, становление фабричного производства в России началось позднее, чем в странах Западной Европы. В 1860-1914 годах российская промышленность быстро развивалась и до некоторой степени сумела сократить отставание. В 1914 году в России было произведено 4,8 млн. т стали (в Германии – 18,4 млн.), 35 млн. т угля ( в Германии – 190 млн. т), было переработано 250 тыс. т хлопка (в Германии - 486 тыс. т). По общему объему промышленного производства Россия находилась примерно на одном уровне с Францией, однако население России в пять раз превосходило население Франции. Россия оставалась аграрной, крестьянской страной, при общей численности населения в 180 млн. в промышленности было занято лишь 4 млн.
Реформа 1861 года освободила крепостных крестьян при условии уплаты выкупных платежей за оставшуюся в их пользовании надельную землю. Условия выкупа были тяжелыми, кроме того, помещику «отрезалась» примерно 1/5 часть крестьянского надела; в целом, 1/3 всей земли осталась у помещиков. За 30 лет после реформы численность населения возросла с 75 до 122 млн.; сбор зерновых увеличился в той же пропорции - с 32 до 52 млн. т; доля экспортируемого хлеба увеличилась с 5 до 20-25%. Рост производства и экспорта зерна был связан с освоением степных просторов Новороссии и Кубани, а также с интенсивным железнодорожным строительством, открывшим для торговли внутренние районы страны. Многие помещики налаживали на своих землях товарное производство хлеба на экспорт. В то же время существовали значительные порайонные различия; в то время как Юг вывозил хлеб за границу, центральные области испытывали все большую нехватку хлеба. В Центре уже давно не было свободных земель, между тем, население росло, это приводило к измельчанию крестьянских наделов; за тридцать лет они уменьшились вдвое, и их размеры были недостаточны для пропитания. Центральные области были перенаселены; крестьяне уходили на заработки в города; заработная плата здесь была вдвое меньше, чем в Петербурге. В 1891-92 годах Россия испытала жестокий голод. Кризис в конечном счете, привел к революции 1905 года, сопровождавшейся многочисленными крестьянскими восстаниями. Народные массы требовали конфискации и передачи крестьянам помещичьих земель. Премьер-министр Ю. С. Витте предлагал Николаю II провести новую аграрную реформу и, определив возмещение помещикам, разделить их земли между крестьянами. Однако царь принял сторону помещиков, уволил Витте в отставку и вскоре назначил премьером П. А. Столыпина. Революционные выступления были подавлены. Столыпин попытался решить аграрную проблему, не отнимая земли у помещиков. Программа Столыпина предусматривала ликвидацию общины и введение частной собственности на землю; считалось что это приведет к интенсификации земледелия. Кроме того, Столыпин предусматривал организацию массового переселения крестьян из центральных районов на свободные земли окраин. Реформы Столыпина привели к определенному прогрессу в сельском хозяйстве, сбор зерновых в период с 1892-1913 годов увеличился с 52 до 80 млн. т. Однако население за тот же период возросло с 122 до 170 млн.; положение в центральных губерниях оставалось тяжелым.