ВВЕДЕНИЕ
Вплоть до окончания вьетнамской войны в середине 70-х гг. ХХ в. Сухопутные войска Соединённых Штатов Америки фактически не имели общевидовой концепции (или доктрины, по американской терминологии), содержащей в себе все главные положения из области военного искусства применительно к ведению боевых действий этим видом вооружённых сил, принципы и закономерности строительства и применения сухопутных войск и т.п. Даже так называемый «главный» полевой устав сухопутных войск СВ FM 100-5 со времени выхода в свет его первой версии в начале XX в. не отвечал предъявляемым к нему высоким требованиям в области разработки военной теории. Крупнейшим поводом к изменению сложившегося явно «неудовлетворительного положения вещей», как отмечают американские военные историки, послужило беспрецедентное поражение США во вьетнамской войне, продолжавшейся почти целое десятилетие в 1960-70-х гг., и особенно та, по сути, «провальная» роль, которую при этом сыграли наземные войска США.
В 1982 году была впервые сформулирована видовая оперативно-тактическая концепция – «Воздушно-наземная операция (сражение)», первые проработки которой появились в конце 70-х годов. В соответствии с проводимым тогда американской администрацией курсом на активное (наступательное) противоборство с СССР основной причиной ее принятия стало признание ведущей роли сухопутных войск, а также появившиеся технологические возможности по оснащению их новыми высокоточными образцами вооружения и военной техники (В и ВТ). Необходимость ведения боевых действий на большую глубину обусловила дальнейшее развитие концепции, что нашло отражение в очередном издании в 1986 году основного устава сухопутных войск США FM 100-5.
Впервые за всю историю развития военно-теоретической мысли в США оперативное искусство было признано в качестве отдельной составной части военного искусства, что и было отражено в новом уставе.
«Операция (сражение) воздушно-наземная» – концепция оперативного (боевого) применения разнородных объединений, соединений и частей сухопутных войск, тактической авиации, а иногда, и сил флота (воздушно-наземно-морская операция), принятая в США и НАТО в середине 80-х годов ХХ века с учетом переоснащения вооруженных сил на качественно новые системы оружия и военной техники, в том числе, высокоточные боевые системы.
Основу концепции составляет ведение операций (сражений) в решительных, активных и маневренных формах с нанесением четко согласованных по целям, времени и месту мощных ударов с суши, воздуха и моря, с широким применением управляемого и самонаводящегося высокоточного оружия, разведывательно-ударных комплексов, воздушных и морских десантов, наземных и воздушных маневренных групп (отрядов), организацией непрерывного огневого поражения противника одновременно на всю глубину его построения, изоляцией резервов и разгромом их по частям еще до ввода в сражение.
Предполагает завоевание огневого превосходства и господства в воздухе, создание и согласованное применение наземного и воздушного эшелонов, непрерывное огневое поражение противника на всю глубину его построения, охват основных группировок войск (сил флота) на земле, с воздуха и моря, активное ведение радиоэлектронной войны.
Впервые была использована во время боевых действий в Ливане в 1982 году, в полномасштабном виде практически применена во время войны в зоне Персидского залива при проведении операции «Буря в пустыне» в 1991 году.
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ВОЗДУШНО-НАЗЕМНОЙ ОПЕРАЦИИ (СРАЖЕНИЯ)».
Важнейшим этапом развития оперативного искусства и формирования теоретической базы тактики Сухопутных войск США можно считать разработку концепции «Воздушно-наземная операция (сражение)», которая явилась результатом поиска путей разгрома глубоко эшелонированных, численно превосходящих группировок противника в начальный период войны.
Основные положения концепции, закрепленные в уставах сухопутных войск США в качестве доктринальных, относятся к оперативному и тактическому уровню. Вместе с тем они могут служить базой для их трансформации на более высокий оперативный уровень.
«Воздушно-наземная операция (сражение)» определяется как способ боевого применения соединений и объединений сухопутных войск и военно-воздушных сил, тесно взаимодействующих между собой. Достижение ее целей предусматривается обеспечить путем совершения оперативных маневров и проведения серии взаимосвязанных операций (боев) и сражений. Считается, что такие операции будут наиболее характерны для начального периода войны на театре военных действий, где уже развернуты глубоко эшелонированные танковые и механизированные группировки противника.
Сущность «воздушно-наземной операции (сражения)» заключается в согласованных по цели, месту и времени высокоманевренных боевых действий формирований сухопутных войск, проводимых совместно с поддерживающей тактической авиацией при использовании всего арсенала боевых средств и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в интересах поражения противника на всю глубину его оперативного построения и разгрома его по частям.
Реализация этих положений предполагает строго скоординированное применение всех составляющих боевой мощи - от психологических операций до нанесения ядерных ударов - с распространением сферы боевых действий на каждый район местности и любое соединение (объединение) противника, что может значительно повлиять на исход операции (сражения).
Важнейшими принципами, отражающими сущность воздушно-наземных боевых действий, являются:
1. Инициатива.
2. Глубина.
3. Быстрота.
4. Согласованность.
В отличие от принципов войны[1]
они несут более конкретную функциональную нагрузку, относятся к боевым действиям оперативно-тактического уровня и в большей степени сопрягаются с требованиями к действиям на поле боя.
Захват (перехват) и удержание инициативы
считается важнейшим условием достижения успеха в операции (бою). При этом подчеркивается особая значимость проявления инициативы с началом военных действий и в экстремальных, нестандартно сложившихся условиях боевой обстановки.
Уставами сухопутных войск США предоставляются весьма широкие полномочия командирам всех звеньев, в том числе тактических, в творческом выполнении боевых задач, но в интересах замысла старшего начальника и достижения общей цели.
Принцип глубины
предполагает организацию и ведение активной разведки в расположении противника и одновременное воздействие на основные элементы его оперативного построения (боевого порядка) огневыми средствами, средствами РЭБ, подразделениями специальных и «психологических операций» и создаваемыми для этой цели общевойсковыми формированиями (рейдовыми отрядами, ударными группами, аэромобильными десантами и т. п.).
Принцип быстроты
реализуется практической способностью командиров, штабов и войск мыслить, осуществлять планирование и действовать быстрее противника. По мнению американских специалистов, быстрота создает благоприятные предпосылки, чтобы поставить противника в невыгодное положение, вынудить его действовать вопреки намеченным планам, а самим владеть инициативой, наносить внезапные упреждающие удары средствами поражения и войсками. В документах и материалах, обобщающих опыт обучения в сухопутных войсках США, отмечается, что в современных условиях успех боевых действий во многом определяется четким согласованием усилий комплексно применяемых средств поражения и формирований воздушного и наземного компонентов группировки: аэромобильных десантов, воздушно-штурмовых тактических (оперативных) групп, подразделений специальных и «психологических операций» в сочетании с огневыми ударами высокоточного оружия я массированным использованием средств РЭБ. При совместном и согласованном их применении создается возможность не только компенсировать слабые стороны каждого из них, но и получить дополнительный взаимоусиливающий эффект.
Особенно важно определить ведущий принцип согласования
усилий средств поражения и войск при одновременном решении боевых задач по глубокому поражению, разгрому непосредственно противодействующего противника и обеспечению безопасности своих тыловых районов.
Среди взаимосвязанных принципов войны и концепции «воздушно-наземная операция (сражение)» важнейшим является инициатива
, которую должны проявлять командиры всех степеней в любых условиях обстановки. Вместе с тем каждый из принципов может стать ведущим и ему в конкретно сложившейся оперативно-тактической обстановке целесообразно отдавать приоритет.
Оценивая взгляды командования сухопутных войск США на ведение боевых действий, западные специалисты указывают на ряд новых явлений и тенденций в нормативных изменениях и боевом применении их соединений и частей.
Возросшая огневая мощь формирований сухопутных войск, их оснащенность системами высокоточного оружия в разведывательно-ударных вариантах, а также наличие частей нового рода войск - армейской авиации - могут способствовать эффективной реализации указанных принципов. Использование вертолетов армейской авиации позволяет в 8-10 раз сократить время на маневр силами и средствами, осуществлять его на поле боя многократно, достигать внезапности в нанесении ударов и сильного психологического воздействия на личный состав противника.
2. ОСОБЕННОСТИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧЁТОМ ПРИНЦИПОВ КОНЦЕПЦИИ «ВОЗДУШНО-НАЗЕМНОЙ ОПЕРАЦИИ (СРАЖЕНИЯ)».
Важным элементом оперативного искусства в армии США является концепция «Воздушно-наземной операции (сражения)», которая отражает качественно новые взгляды американского командования на содержание и характер будущих боевых действий с учетом технического переоснащения арм
Поэтому, если в предыдущий период в оперативном звене главные усилия войск, как считает американское командование, сосредоточивались на разгроме непосредственно противостоящего противника, то в настоящее время их задачи по глубине значительно возросли, и существенно повысилась необходимость взаимодействия с тактической авиацией на всех этапах.
В последнее время в иностранной военной печати большое внимание уделяется рассмотрению основных видов боевых действий американских войск (наступления и обороны) с учетом разрабатываемых положений «Воздушно-наземной операции (сражения)».
Наступление предусматривается вести в высоком темпе (в отдельных случаях 50 км в сутки и более) и с решительной целью - обеспечить полный разгром противостоящего противника или вынудить его капитулировать на выгодных для себя условиях.
При этом к числу вспомогательных задач относится:
- захват ключевых объектов (участков местности);
- сковывание противника на занимаемых рубежах (позициях);
- введение противника его в заблуждение относительно реальных замыслов и т. д.
Наступление с ограниченными целями и разведка боем будут проводиться значительно реже, чем в прошлом, и явятся дополнением к работе электронных систем разведки по сбору данных о противнике.
Глубоким поражением в ходе наступательных действий первоначально достигается:
- изоляция;
- снижение мобильности;
- ослабление обороняющегося противника на всю глубину его оперативного построения.
В дальнейшем оно будет направлено на поддержание высоких темпов наступления путем воспрещения перегруппировки сил и средств противника для восстановления целостности его обороны, а также недопущения подхода резервов из глубины.
Основными принципами наступательных действий, как трактуется в зарубежных военных изданиях, являются следующие:
- внезапность, исключающая шаблонный подход к организации и ведению наступления и предусматривающая нанесение ударов по противнику там, где он менее всего их ожидает, и в неблагоприятное для него время;
- сосредоточение сил и средств, особенно в звене «дивизия - армейский корпус», на избранных направлениях (первостепенная роль при этом отводится тесному взаимодействию соединений и объединений различных родов войск и видов вооруженных сил, мобильности, быстроте, скрытности и введению противника в заблуждение);
- стремительность, способствующая достижению внезапности, сковыванию противника, снижению эффективности его контрмер, поддержанию высоких темпов наступления и закреплению достигнутого успеха;
- гибкость, заключающаяся в тщательном перспективном планировании и выборе различных вариантов боевых действий применительно к складывающейся обстановке;
- решительность, предусматривающая постоянную борьбу за захват и удержание инициативы, ведение действий на всю глубину боевых порядков (оперативного построения) противника, максимальное применение имеющихся боевых возможностей в четко скоординированных общевойсковых действиях.
Оборона характеризуется как вынужденный вид боевых действий, которые предусматривается подготавливать и вести с целью срыва наступления противника, его дезорганизации, нанесения максимально возможного поражения, перехвата инициативы и создания благоприятных условий для последующего перехода в наступление.
По взглядам американских военных специалистов, оборона может подразделяться на мобильную (подвижную) и позиционную. Их выбор будет определяться в зависимости от полученной боевой задачи, состава и характера действий противостоящего противника, возможностей собственных сил и средств, условий местности и наличия времени.
Мобильная оборона представляет собой динамичный вид боевых действий, которые предусматривают осуществление решительного маневра в сочетании с огнем, а также непосредственное противоборство с противником. Главный способ ее организации и ведения - маневр с целью нарушения боевых порядков наступающих войск противника и уничтожения его основных сил.
Позиционная оборона, которая может вестись в интересах удержания важных районов (участков местности), основывается на максимальном использовании всех имеющихся огневых средств в сочетании с маневром. Она обладает значительно меньшей гибкостью.
Считается, что чисто оборонительные способы действий будут присущи только тактическому звену. Оборонительные действия крупных соединений могут сочетать в себе элементы как позиционной обороны (остановить противника или вынудить его наступать по определенным направлениям), так и мобильной (совершение маневра и нанесение ударов по уязвимым местам противника). Оборона, независимо от избранных способов ее ведения, как отмечается в иностранной прессе, предполагает:
- активные маневренные действия;
- глубокое поражение;
- захват инициативы;
- нанесение контрударов (контратак) и переход к решительному наступлению.
К главным средствам глубокого поражения американские военные специалисты относят:
- тактическую авиацию;
- полевую артиллерию;
- тактическое ядерное оружие (если оно применяется);
- воздушно-десантные части и подразделения специального назначения.
В ходе оборонительных действий такое поражение позволит не допустить сосредоточения и создания превосходства в силах и средствах противника на избранных направлениях, а также задержать подход сил его очередного эшелона.
Основные задачи огневого воздействия по противнику в обороне будут сводиться к следующему:
- рассечение и дезорганизация оперативного построения (боевых порядков) его наступающих войск;
- прикрытие маневра, проводимого своими соединениями и объединениями;
снижение эффективности огневых средств, систем управления и связи, боевого и тылового обеспечения противника.
В соответствии с качественным переоснащением вооруженных сил перспективными системами оружия и военной техники, а также совершенствованием организационно-штатной структуры войск военно-политическое руководство США пересматривает взгляды на возможный характер современных боевых действий и войны в целом. Применение положений «Воздушно-наземной операции (сражения)» свидетельствует о дальнейшем развитии теоретических взглядов с учетом возрастающих боевых возможностей разнородных сил и средств, прежде всего сухопутных войск и тактической авиации, и означает официальное признание американскими специалистами третьей (наряду со стратегией и тактикой) составной части теории военного искусства - оперативного.
Рассмотренные характерные черты оперативного искусства и современных боевых действий убедительно показывают, что сухопутным войскам США отводится ключевая роль в решении боевых задач на ТВД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Американское военное руководство связывает успешность ведения боевых действий сухопутных войск в первую очередь с их огневой мощью, высокой маневренностью и достаточной ударной силой. В последних уставах сухопутных войск, разработанных с учетом главных положений концепции «воздушно-наземная операция (сражение)», отмечается, что огневая мощь является основной составляющей боевой мощи войск и обеспечивает возможность поражения противника огнем всех имеющихся в распоряжении общевойскового командира средств.
Сухопутные войска США являются важнейшим компонентом вооруженных сил. Считается, что они должны обладать высокой боеготовностью к обеспечению защиты интересов страны посредством незамедлительной реакции на реальную или потенциальную угрозу в «жизненно важных» для США регионах мира.
Командование сухопутных войск полагает, что противоборство сторон на ТВД будет - характеризоваться решительностью целей и, следовательно, высокой активностью, стремлением к нанесению внезапных упреждающих ударов, осуществлению быстрых маневров, захвату (перехвату) инициативы в сражениях и боях. В связи с этим боевые действия могут приобрести более высокую, чем в настоящее время, динамичность и больший пространственный размах, будут вестись по отдельным, зачастую изолированным направлениям при наличии разрывов в боевых порядках и промежутков в оперативном построении группировок. Применение высокоэффективных средств поражения придаст боевым действиям не только оперативного, но и тактического уровня очаговый характер и наступательно-оборонительные черты без четко обозначенных линий фронта, флангов и тыловых районов. Сфера боевых действий станет объемной: с параметрами измерения по ширине, глубине и высоте.
В свете изложенного важнейшей проблемой, на решение которой направляются усилия военных исследователей и командования сухопутных войск США, считается разработка новых форм и способов боевого применения соединений и объединений, способствующих разгрому глубоко эшелонированных, численно превосходящих группировок противника.
Данный поиск привел к определенным изменениям и существенным уточнениям в военной теории и практике. В военном искусстве США в качестве его составной части выделен раздел оперативного искусства, рассматриваемый как связующее звено между стратегией и тактикой.
[1]
Принцип цели, принцип решительности и активности, принцип массирования, принцип «человеческого фактора».