Экономика Новой Зеландии
Новая Зеландия – небольшое государство, расположенное в юго-западной части Тихого океана. Входит в состав Британского содружества наций. В начале XIX века здесь образуются первые европейские поселения. В 1840 году Новая Зеландия фактически стала английской колонией. Преимущественное развитее в стране получает сельское хозяйство, и в первую очередь овцеводство. Резкому увеличению численности населения способствовала «золотая лихорадка» в 60-х годах позапрошлого столетия. Экономическая и политическая власть сосредотачивалась в руках крупных земельных собственников. С конца XIX века происходил быстрый рост капитализма. В 1907 году Новая Зеландия получила статус доминиона, а с 1931 года, согласно Вестминстерскому статуту, ей была предоставлена формально полная самодеятельность во внешних и внутренних делах.
В довоенные годы Новая Зеландия представляла собой аграрную страну, сырьевой придаток Великобритании. Многие десятилетия основой экономики Новой Зеландии было сельское хозяйство. Но отличительными чертами этого хозяйства явились узкая специализация, высокая продуктивность, экспортная ориентация на емкий иностранный рынок в лице Великобритании, а главное, опора на высокоразвитую индустрию метрополии. Процессы, происходящие в хозяйственной жизни послевоенной Новой Зеландии, – обновление всей структуры экономики, бурный рост промышленности, расширение внешнеэкономических связей – требуют нового подхода к оценке общего уровня ее развития.
Экономический кризис, поразивший капиталистический мир в конце 1929 г., сильно ударил и по Новой Зеландии. Доходы от экспорта сократились с 57 млн. ф. ст. в 1928/29 г. до 39,5 млн. ф. ст. в 1930/31 г. Цены на экспортные товары в этот период упали не меньше чем на 43%. Правительство пыталось приостановить рост безработицы расширением общественных работ. В 1924 г. на общественных работах было занято 6,5 тыс., а в сентябре 1931 г. – около 16 тыс. человек, но уже в первые четыре месяца 1931 г. количество безработных в стране увеличилось соответственно с 8,7 до 17,9; 29,5; 37,6 тыс. человек. Правительство лихорадочно искало выхода из весьма опасного положения. Разработкой плана сокращения безработицы занимался созданный в 1928 г. специальный комитет, который считал, что следует отказаться от британской системы страхования от безработицы, как не оправдавшей себя, и создать совет по вопросам безработицы, состоящий из представителей рабочих и предпринимателей. Предполагалось, что совет должен будет изыскивать пути развития наиболее перспективных отраслей промышленности, а финансировать должно будет правительство из фондов, образуемых за счет взимания специальных налогов со всех работающих. Предложения комитета легли в основу закона о безработице, принятого парламентом в 1930 г.
Но все эти меры не помогали. К концу зимы 1932 г. количество безработных в стране превысило 70 тыс., а в сентябре 1933 г. достигло 75 тыс. человек. Лишь к середине 30-х годов экономика Новой Зеландии начала выходить из кризисного состояния. Стоимость экспорта в 1936/37 г. выросла почти вдвое по сравнению с кризисными годами и равнялась 64,6 млн. ф. ст. Продолжалось развертывание общественных работ, бюджетные ассигнования на которые увеличились с 10,5 до 20,7 млн. ф. ст. Количество безработных в стране сократилось до 8,3 тыс. человек. Наблюдалась заметная интенсификация сельского хозяйства. Значительно больше потреблялось искусственных удобрений, расширялась ирригационная система, усилилась механизация сельскохозяйственных работ. Так, количество тракторов в стране увеличилось в период с 1935 по 1940 г. с 5,3 тыс. до 11,3 тыс. Стали использоваться комбайны: если в 1930 г. их работало всего 4, то к 1938 г. стало работать около 300. Естествен поэтому рост производства продуктов полеводства, в первую очередь пшеницы. Если в сезон 1934/35 г. было произведено 6 млн. бушелей пшеницы, то в 1935/36 г. – 9 млн. бушелей. Урожайность пшеницы повысилась за это время с 27 до 37 бушелей с акра. Однако ведущими отраслями сельского хозяйства Новой Зеландии продолжали оставаться овцеводство и мясомолочное скотоводство.
Во второй половине 30-х годов заметно увеличивается поголовье овец. Если в 1934 г. в стране было 28,6 млн. овец, то в 1937 г. стало 31,3 млн. Производство шерсти достигает к этому времени 303 млн. фунтов в год. Соответственно расширяются экспортные возможности торговли шерстью. В 1937 г. Новая Зеландия продала шерсти на 19,1 млн. ф. ст., что составило 28,6% общей стоимости новозеландского экспорта.
Другими ведущими экспортными товарами страны были масло, мясо и сыр. В период 1934–1937 гг. стоимость их экспорта составляла соответственно 10; 11,9, 4,7 млн. ф. ст., а затем 17; 14,7; 5,7 млн. ф. ст. Стоимость же всего новозеландского экспорта увеличилась в тот период с 46,8 до 66,7 млн. ф. ст. Таким образом, четыре вида товаров – шерсть, мясо, масло и сыр – давали Новой Зеландии около 85% общей стоимости ее экспорта. Главным торговым партнером Новой Зеландии продолжала оставаться Великобритания. Правда, при постоянной тенденции к росту в абсолютном выражении доля Англии в новозеландском экспорте в процентном отношении неизменно снижалась. Так, в период 1934–1937 гг. стоимость новозеландского экспорта в Великобританию подскочила с 38,6 млн. ф. ст. до 50,7 млн. ф. ст., а его доля в общем экспорте страны сократилась с 81,6 до 76%.
Новозеландский импорт в период 1934–1937 гг. также имел тенденцию к повышению и вырос с 31,3 до 56,2 млн. ф. ст. И здесь главную роль играла Англия, товары которой составляли в 1937 г. 49.6% всего импорта Новой Зеландии.
Промышленные товары Новой Зеландии занимали по-прежнему подчиненное место во внешней торговле страны, тем не менее, во второй половине 30-х годов новозеландская промышленность выпускала продукции па более значительную сумму, и рабочих, запятых па промышленных предприятиях, стало больше. Если в годы кризиса (1929–1933) стоимость промышленного производства сократилась с 121,8 млн. ф. ст. в 1928/29 г. до 89,6 млн. ф. ст. в 1932/33 г., в том числе стоимость продукции обрабатывающей промышленности с 56,2, до 41,3 млн. ф. ст., а численность рабочих соответственно с 80,6 и 53,1 тыс. человек до 68,9 и 46,3 тыс. человек, то в 1936/37 г. общая стоимость промышленного производства Новой Зеландии уже составляла 141,2 млн. ф. ст., в том числе стоимость обрабатывающей промышленности – 63,6 млн. ф. ст., а численность рабочих – 96,4 тыс. человек, в том числе в обрабатывающей промышленности 66,4 тыс. человек.
Европейское население выросло за десятилетие с 1926 по 1936 г. с 1,3 до 1,5 млн. человек, а коренное население с 63,7 до 82,3 тыс. человек.
Структурные изменения экономики Новой Зеландии выразились в значительном расширении сферы материального производства, в повышении доли и значения в обрабатывающей промышленности отраслей по производству сфер производства, в появлении новых перспективных экспортных отраслей, в формировании аграрно-промышленного комплекса, что, вместе взятое, и позволяет относить теперь Новую Зеландию к группе аграрно-индустриальных стран.
Так или иначе, ведущей отраслью хозяйства являлось высокотоварное мясошерстное животноводство. Его удельный вес в валовой сельскохозяйственной продукции достигал 90%. Страна развивалась как аграрно-сырьевой придаток метрополии, как «животноводческая ферма» Англии. На долю Великобритании приходилось до 75% всего объема новозеландского экспорта. Причем если доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта в 1910 году составляла 79.8%, то в 1950 г. – уже 95.6% Основными статьями экспорта были и до сих пор остаются шерсть, масло, сыр, мясо. Англия же являлась основным поставщиком промышленного оборудования, транспортных средств и многих других потребительских товаров. Сильнейшая экономическая зависимость от Англии тормозила развитие новозеландской обрабатывающей промышленности и привела к однобокому развитию экономики.
Подрыв экономического могущества Великобритании в результате второй мировой войны и распад британской колониальной империи привели к относительному ослаблению экономической зависимости от Англии, как то было в предыдущие годы, и поставили перед Новой Зеландией задачу создания собственной промышленности и поисков нового места в системе мирохозяйственных связей. Появляются большие экспортные поступления, чего естественно не было в начале 30-х годов XX века, полученные в результате благоприятной для новозеландских товаров конъюнктуры на мировых рынках (сырье, продовольствие). Увеличение поступлений от экспорта позволило расширить импорт промышленного оборудования. Немаловажным фактором явился приток иностранного (английского, американского, австралийского) капитала.
В результате в послевоенные годы экономический потенциал Новой Зеландии значительно возрос. За период с 1939 по 1976 гг. валовой национальный продукт вырос с 464 млн. до 109 млрд. долларов. И темпы продолжают расти по сравнению с 30-ми годами.
Большое значение для страны имеет внешняя торговля. На смену традиционным новозеландско-английским отношениям приходят широкие связи со многими странами мира. В системе этих связей Новая Зеландия выступает как малая индустриально-аграрная страна, для экономики которой внешние источники поступлений играют решающую роль.
Основными отличительными чертами экономического развития Новой Зеландии в послевоенный период явились ослабление зависимости от Англии и усиление интеграции новозеландской экономики с мировым капиталистическим хозяйством путем дальнейшей специализации на производстве товаров и услуг для внешнего рынка.
Новая Зеландия всегда испытывала и продолжает испытывать до сих пор нехватку технического опыта крупнейших иностранных государств. Помимо этого в Новой Зеландии всегда остро стоит вопрос о квалифицированности рабочих рук.
В период, предшествовавший второй мировой войне, в Новой Зеландии практически не наблюдалось инвестиций из-за рубежа (за исключением Англии). После войны инвестиционная деятельность иностранных государств и международных монополий значител
Иностранный капитал концентрируется, как правило, в отраслях с наиболее высокой нормой прибыли. Таким образом, иностранный капитал постепенно занимает господствующее положение в наиболее перспективных, ключевых отраслях экономики. Иностранные владельцы имеют нехилые доходы от вложения капитала.
Почти нигде нет упоминания об иностранном контроле над новозеландским морским транспортом. Будучи страной с одним из самых высоких в мире уровнем внешнеторгового оборота на душу населения, Новая Зеландия почти полностью зависит от иностранных судовладельцев, которые перевозят 94% внешнеторговых грузов странных. Национальные компании, на долю которых остается лишь 6% торговых перевозок, объединены в новозеландскую федерацию судовладельцев. Ведущей в ней является «Union steam ship», акции которой еще с 1917 года полностью принадлежат одной из крупнейших в мире, британской судоходной группе «P and O».
Для новозеландского государственно-монополистического капитала привлечение иностранных вложений служит важным источником накопления капитала, фактором использования иностранного передового технического опыта и технологии, средством применения более современных форм организации и управления производством. Использование иностранного капитала приносит определенные выгоды при развитии таких отраслей, которые требуют крупных капиталовложений и имеют длительный срок окупаемости, как, например, металлургическая, целлюлозно-бумажная. Импорт капитала способствует в некоторой степени решению проблемы регионального развития.
Наряду с этим рост иностранного капитала имеет серьезные отрицательные последствия. В своей политике международный капитал игнорирует национальные интересы Новой Зеландии.
Импорт иностранного капитала не ограничивается только прямыми частными инвестициями. Немалую долю составляют государственные займы. В результате появилась и выросла государственная задолженность. Ставший хроническим дефицит в огромной степени является следствием хозяйничанья иностранного капитала.
Отличительной особенностью послевоенного развития Новой Зеландии является усиление роли государства в экономической жизни страны. При этом обращают на себя внимание два немаловажных момента, наложивших отпечаток на ход развития этого процесса. Первый – относительная слабость промышленных монополий как результат длительного аграрного развития страны. И второй – всесторонний характер государственного вмешательства.
Предпосылки усиления государственно-монополистического капитализма в Новой Зеландии в основном те же, что и в других развитых капиталистических странах. Правительство проводит разного рода регулирующие мероприятия в интересах крупных фермеров и промышленной буржуазии, предоставляет более льготные для частных компаний условия кредитования страхования, воздействует на инвестиции, ценообразование, на использование бюджета как средства перераспределения прибылей в пользу господствующего класса.
Новозеландское правительство имеет давнюю историю в деятельности, носящей частный характер в большинстве капиталистических стран. Так, например, государственная программа страхования жизни начала осуществляться еще в 1870 году. И в до настоящего времени государственное управление страхования жизни является второй по значимости в стране страховой компанией после филиала австралийской «Australian mutual providence». Государственные сберегательные кассы при почтовых отделениях были открыты еще в 1867 году. Государство приступило к добыче угля в 1901 году. Более поздними примерами вмешательства государства в экономическую жизнь явилось создание в 1936 году Государственной кредитной корпорации, национализация в 1945 году Банка Новой Зеландии и образование в том же году Национальной воздушной компании.
Так, если в 1936 г. в стране было 5,4 тыс. промышленных предприятий с общим числом рабочих 79 тыс. человек, то в 1946 г. предприятий стало 6,9 тыс., а рабочих – 119 тыс. В 1956 г. в Новой Зеландии действовало уже 8,5 тыс. промышленных предприятий, а численность рабочих на них достигла 158 тыс. человек. Еще через 10 лет в стране имелось 10 тыс. предприятий с общим числом рабочих 229 тыс. человек, а по данным 1968 г., свидетельствующим о дальнейшем росте числа промышленных предприятий, – 10,4 тыс. Чистая стоимость продукции обрабатывающей промышленности за 1936–1966 гг. увеличилась с 38 до 709 млн. долл. В 1967/68 г. она равнялась 757 млн. долл., а в 1968/69 г. – 814 млн. долл.
Правда, надо отметить, что основой новозеландской обрабатывающей промышленности до сих пор являются мелкие предприятия. 62% всех промышленных предприятий используют не более чем по 10 рабочих каждое. В стране имеется лишь 145 предприятий с числом рабочих более 200 человек. Если за последние 50 лет количество предприятий в Новой Зеландии выросло почти в 3 раза, а общее число рабочих – в 4 раза, то средняя численность рабочих на предприятиях за это время возросла только на 6 человек: с 16 до 22.
Наиболее крупными центрами обрабатывающей промышленности стали Окленд, Веллингтон и Кентербери. В 1968/69 г. в Окленде находилось 2,9 тыс. промышленных предприятий, выпускавших продукцию чистой стоимостью 266 млн. долл., с общим числом рабочих – 6 тыс. человек. В Веллингтоне и Кентербери эти цифры составляли соответственно 2 тыс., 156 млн. долл., 44,4 тыс., 1,5 тыс., 111 млн. долл., 36 тыс.
Государство является монопольным владельцем шоссейных и железных дорог, двух авиакомпаний, занятых внутренними и внешними перевозками, всех средств связи. На долю электростанций, находящихся в собственности государства, приходится вся вырабатываемая электроэнергия. Государство выступает как крупнейший землевладелец. В ведении государства находится также и туристический бизнес.
Таким образом, основные позиции государство занимает в инфраструктуре. Быстрый рост обрабатывающей промышленности привлек внимание ученых. Новозеландская промышленность может получить современное «ноу-хау» лишь двумя путями либо через организацию научных исследований в стране, либо путем покупки патентов и заключения лицензионных соглашений. Иностранный опыт и технологии всегда играли важную роль в развитии новозеландской экономики, и промышленности особенно, долго еще будут оставаться такими. Однако опора только на иностранную технологию наравне с преимуществами имеет и негативные стороны. Во первых, эта технология не всегда полно отвечает местным условиям, во вторых это ведет к заведомому отставанию местной индустрии от уровня развития ее за рубежом.
В Новой Зеландии в отличие от других капиталистических стран соотношение между прямыми и косвенными налогами в доходной части государственного бюджета остается примерно постоянным. Государство, изыскивая пути увеличения поступлений в казну, прибегает к использованию различного рода косвенных налогов. Для предпринимателей же в стране установился, по признанию зарубежных экономистов, «райский» налоговый климат.
В связи с ростом концентрации и монополизации промышленного производства, увеличением зависимости экономики от мирового рынка и обострением проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции с 60-х годов в Новой Зеландии заметно расширение вмешательства государства во внешнюю торговлю. Важнейшими направлениями государственного регулирования в этой области являются определение принципов и осуществление внешнеэкономической политики, контроль над внешнеторговыми операциями, оказанные частным экспортерам содействия в их внешнеэкономической деятельности. Основные же средства – таможенное обложение, количественные ограничения и регулирование экспорта и импорта, торгово-договорная практика.
Классовая направленность государственного регулирования экономики наглядно проявляется в оказании содействия местным производителям и частным экспортерам в их внешнеэкономической деятельности. Активизировалась деятельность государства и в области подготовки квалифицированной рабочей силы.
В специальном докладе Консультативной группы общих задач обращалось внимание правительства и деловых кругов на необходимость всемерного повышения производительности труда. В нем отмечалось, что ключевыми факторами в достижении производительности труда являются контроль над инфляцией, улучшение отношений в промышленности, повышение профессиональной подготовки рабочих, служащих и управленческого аппарата, автоматизация трудоемких процессов, всесторонне использование природных ресурсов. Но почти ничего из вышеуказанного оказалось невыполненным. В итоге совет был упразднен и его функции возложили на кабинет министров.
Особое место в системе государственного регулирования экономики занимают многочисленные управления. В состав этих управлений входят представители правительства и различных секторов экономики. Существует также финансовый и административный контроль в виде ежегодной отчетности.
В итоге к XXI веку Новая Зеландия стала развитой страной с рыночной системой экономики, основу которой составляют сельское хозяйство, обрабатывающая и пищевая промышленность и туризм. Экономика страны имеет экспортную ориентацию. Основными торговыми партнёрами являются Австралия, США, Япония, Китай.