Министерство науки и образования РФ
Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина
кафедра национальная экономика
Доклад
по дисциплине
Государственное регулирование национальной экономики
на тему:
«Синдикаты»
Выполнила:
Студентка 4 курса группы Э42
Бойко С.Ю.
Проверил:
Воронов И.Е.
Рязань, 2008
Определение монополии
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова « моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности.
В данной работе будет рассмотрена история возникновения и развития монополий в России, где наиболее распространенным видом объединения предприятий являлся синдикат.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
История возникновения и развития монополий в России
Процессы монополизации в экономике России в конце XIX – начале XX века породили новые типы предпринимательских объединений и новый характер их взаимоотношений с государством, и в частности с органами государственного управления.
В научной юридической литературе того времени возникло понятие «предпринимательский союз», охватывавшее такие виды объединений, как картели, синдикаты и тресты, которые различались между собой степенью интеграции. Следует сразу отметить, что в России были более распространены первые два вида объединений предпринимателей (или предпринимательских союзов) – картели и синдикаты. Наиболее распространенным явлением стали в то время именно синдикаты. Возникшие из корпоративных представительных организаций предпринимателей-товаропроизводителей, действовавших в тех или иных отраслях, эти объединения немедленно приобретали сугубо коммерческий характер. Характерным явлением для них было то, что, являясь формально добровольными объединениями соответствующих предпринимателей, они были схожи с теми корпоративными объединениями, которые являлись их предшественниками. Это сходство заключалось в том, что в картелях, трестах, синдикатах, как и в биржевых комитетах, различных съездах и обществах промышленников, доминировали лидеры отраслей, наиболее крупные предприниматели-товаропроизводители, которые в значительной мере определяли условия организации и деятельности подавляющего большинства таких монополистических корпораций (предпринимательских союзов).
Что же касается взаимоотношений органов государственной власти с предпринимательскими союзами, в том числе властно-организующей деятельности органов государственного управления, то характер их существенно изменился. Была утрачена инициирующая роль государства в их создании. Инициатива создания таких объединений, или союзов, исходила от самих предпринимателей, их корпоративных общественных объединений – съездов, обществ и т. п.
Правотворческая, нормативно-регулирующая деятельность российского государства в данной сфере существенно отставала от практики организации и деятельности предпринимательских союзов в России. Учредительство предпринимательских союзов осуществлялось по преимуществу вне разрешительной или регистрационной деятельности органов государственного управления.
По сути, применительно к такому явлению, как предпринимательские союзы, в указанный период можно говорить о запретительной, по преимуществу, либо стимулирующей деятельности государства, в том числе правительства, министерств, судебных органов, в отношении этих предпринимательских союзов или монополистических корпораций.
Вместе с тем нельзя утверждать, что органы государственного управления, и прежде всего высшие органы, такие как правительство, утратили властно-организующие рычаги воздействия на процессы организации и деятельности предпринимательских союзов, которые все более занимали господствующие позиции в ключевых отраслях российской экономики.
Можно попытаться дать здесь сжатый сравнительный анализ правовых, организационных, экономических основ организации и деятельности картелей, синдикатов и трестов. Следует отметить, что в конце XIX – начале XX века эти виды предпринимательских союзов в России практически ничем не отличались от соответствующих объединений в США и Европе, откуда они, собственно, в Россию и пришли. Основное существенное различие заключается в том, что в дореволюционной России основной формой объединения стали синдикаты, тогда как картели были явлением относительно редким, а такие объединения, как тресты, в российской промышленности практически отсутствовали.
Для всех видов предпринимательских союзов общим в экономическом смысле было, прежде всего, то обстоятельство, что и картели, и синдикаты, и тресты являлись соглашениями предпринимателей, направленными на урегулирование условий производства и (или) сбыта произведенных товаров, на устранение или ослабление свободной конкуренции между отдельными предприятиями в той или иной отрасли. Правовой основой создания картелей, синдикатов, трестов являлся предпринимательский договор, или договор предпринимательского союза.
Вопрос о том, какова юридическая природа этого договора и на каких правовых основах должно осуществляться регулирование этого договора, представлял немалый интерес для российских юристов конца XIX века, тем более ч
В самом общем плане можно сказать, что договор предпринимательского союза представлял собой многостороннее, заключаемое на принципе добровольности соглашение предпринимателей, контролировавших в своей совокупности значительную или даже большую часть рынка той или иной продукции. Соглашения могли носить по форме и содержанию самый разнообразный характер. Отсутствие какой-либо законодательной регламентации их предоставляло широкий простор для нормотворчества такого рода. Соглашения могли быть письменными или устными, закрытыми или открытыми, то есть опубликованными в печати. Если такое соглашение имело более или менее постоянный характер и самостоятельность владельцев предприятий в рамках постоянного соглашения ограничивалась, но не уничтожалась полностью, речь могла идти о договоре синдикате
Синдикаты приобрели в России конца XIX – начала XX века наибольшее распространение по сравнению с прочими видами объединений хозяйствующих субъектов. Термин «синдикат» многозначен. Под синдикатами вообще подразумевались различного рода союзы, создающие между их участниками общность материальных интересов и не принадлежащие к числу обыкновенных гражданских и промышленных обществ. Наибольшее распространение союзы, именуемые синдикатами, получили во Франции, где существовали, в частности, как синдикаты предпринимателей, так и синдикаты рабочих.
В иных странах термин «синдикат» стал применяться, главным образом, для обозначения лишь одного из видов предпринимательских союзов, а именно таких, которые ставят своей главной целью достижение более или менее выгодного (по своей высоте или устойчивости) для их участников уровня предпринимательской прибыли путем совместного регулирования (нормирования) сбыта своих продуктов, закупки необходимых для производства предметов и самого производства. В этом смысле синдикаты стали термином интернациональным. Отечественное законодательство того времени, как и законодательство европейских государств и США, не давало определения синдикатов.
Отличие синдикатов от иных видов предпринимательских объединений можно проследить на примере целей их создания и основных направлений их деятельности. Картели и тресты являлись объединениями предприятий (предпринимателей), как товаропроизводителей прежде всего. Внутрикорпоративная деятельность в этих объединениях осуществлялась в направлении регулирования объемов производства и сбыта, снижения издержек производства. Целью являлось предотвращение перепроизводства прибыльности объединяемых предприятий.
Предпринимательские синдикаты являлись объединениями предприятий (предпринимателей), действующих в одной и той же отрасли, уже как продавцов той или иной продукции. Такого рода синдикаты являлись, в большинстве случаев, союзами самых крупных предприятий-конкурентов. Для достижения основной цели – высокого и устойчивого уровня предпринимательской прибыли – они пользовались, как главным средством, договорным регулированием цен. Синдикаты более, чем картели и тресты, стремились к полной монополизации соответствующих отраслей промышленности и рынков сбыта.
Среди различных видов промысловых синдикатов, действовавших в России, преобладали товарно-торговые синдикаты, сочетавшие производство и продажу тех или иных видов продукции. При этом в названии их термин «синдикат» отсутствовал.
По степени консолидации объединяемых предприятий российские синдикаты можно подразделять на соглашения предприятий (предпринимателей), заключаемые для достижения каких-либо ограниченных целей (конвенций), собственно синдикаты и тресты, о которых говорилось выше.
По территориальной сфере действия российские синдикаты можно подразделить на национальные, объединяющие все важнейшие предприятия одной и той же отрасли, и местные, охватывающие лишь отдельные предприятия той или иной местности.
Так, в 1902 г. после соответствующих обсуждений на XXVI съезде горнопромышленников Юга России было создано три синдиката по продажам соответствующих товаров в данном регионе, а в 1904 г., в соответствии с рекомендациями экстренного съезда уральских горнопромышленников, был образован синдикат, объединивший 12 крупных уральских заводов, производивших до 80 % всего уральского кровельного железа.
Существовали и интернациональные синдикаты, в которых принимали участие российские предприятия. Так, в 1903 г. был создан синдикат по продаже сенных, навозных и свекловичных вил. В его состав вошли: синдикат немецких и синдикат австрийских металлических предприятий со своими центральными компаниями, а также три российских предприятия, сосредоточивших к тому времени в своих руках почти все производство вил в России.
Первые монополии возникли в России в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (“Союз рельсовых фабрикантов” – в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.) . Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее – экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков. В условиях промышленного подъема 90-х годов наиболее крупные банки страны (Петербургский международный, Русский для внешней торговли и другие) приступили к активному финансированию промышленности. Решающую роль в перерастании домонополистического капитализма в имперализм сыграл промышленный кризис 1900-1903 годов, во время которого промышленное производство сократилось на 5,7 %, закрылось около 3-х тысяч предприятий. Число безработных превысило 200 тысяч человек. В годы кризиса началось массовое возникновение монополистических объединений, среди которых преобладали синдикаты. В черной металлургии ключевые позиции занял синдикат «Продамет» – «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» в 1902-м году, а также синдикаты «Трубопродажа» в 1902-м году, «Гвоздь» в 1903-м году. В цветной металлургии господствовало акционерное общество «Медь», в угольной промышленности синдикат «Продуголь», который контролировал до 70 % сбыта угля. В машиностроении действовали объединения паровозных (“Продпаровоз” в 1901-м году), вагонных (“Продвагон” – около 100 % производства вагонов) и мостостроительных заводов в 1900-м году. В сахарной промышленности возник “Союз рафинеров” в 1902-м году. Оформились первые объединения петербургских, лодзинских хлопчатобумажных, джутовых, полотняных и других фабрикантов. В России, как и в развитых капиталистических странах, монополии становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Наряду с промышленными монополиями возникли крупные банковские объединения типа Петербургского международного, Азовско-Донского, позднее – Русско-Азиатского коммерческих банков.
Организационная структура синдикатов в то время была весьма несовершенна. Практически единственными органами управления синдикатами были съезды фабрикантов и заводчиков, на которых заключались соответствующие многосторонние соглашения о создании синдикатов, принимались их уставы и отслеживались результаты реализации этих соглашений.
Поскольку, как уже указывалось, законодательство того времени не признавало ни договоров о создании предпринимательских союзов, ни самих предпринимательских союзов, включая синдикаты, вопросы их организации и деятельности никоим образом практически не регламентировались. Следовательно, обязательность положений уставов синдикатов и соглашений об их создании на правовых нормах не основывалась. На практике это приводило к значительным нарушениям этих соглашений и уставов, а в конечном счете к крайней неустойчивости таких предпринимательских союзов. Спорные вопросы разрешались общими собраниями членов этих союзов и третейскими судами, которые могли за нарушения налагать штрафы. Однако при уклонении от уплаты штрафов они не могли быть взысканы в общем судебном порядке, опять-таки по причине отсутствия соответствующих законодательных норм.