Первые люди появились на Сардинии примерно 10 тысяч лет назад. Вероятнее всего они пришли из Корсики. В те далекие времена оба острова были единой землей, так что эта версия представляется весьма правдоподобной. Но некоторые ученые полагают, что в период позднего палеолита существовал своего рода мост Африка - Сардиния - Корсика - Европа и переселенцы могли явиться откуда угодно.
Гораздо проще обстоят дела со второй волной переселенцев. Очередные гости пожаловали на Сардинию в эпоху неолита. Этруски, иберийцы и североафриканские племена организовали на острове самостоятельные поселения. Вновь прибывшие не отличались особым миролюбием. Для начала они вынудили прежних жителей перебраться в глубь Сардинии. Следующим этапом освоения новой земли стали бесконечные войны. В ходе сражений одни племена объединялись против других, в результате чего происходил взаимообмен языками, традициями и навыками. И к началу бронзового века разрозненные племена переселенцев образовали народность - боннары. Впрочем, единая культура не принесла мира и согласия. Земля Сардинии была поделена между многочисленными кланами, каждый из которых претендовал на лидерство. Междоусобные распри продолжались. Военное искусство совершенствовалось. Возникла необходимость в смотровых башнях и крепостях. Могучие сооружения назывались "нураги". Впоследствии именно они станут символом доисторической Сардинии и дадут имя древней цивилизации - "нурагийская".
Слово "нураг" означает "сквозной холм". Массивная постройка, достигающая 20 метров в высоту, напоминает глубокий колодец. Только устремлен он не в недра земли, а к солнцу. Башня сложена из массивных каменных глыб от 3 до 4 метров в диаметре и имеет форму усеченной пирамиды. Размер камней уменьшался по мере увеличения высоты постройки. Естественно, в те времена ни о клее, ни о цементе не могло быть и речи. Только вес и расположение камней не позволяли стенам рухнуть. Кроме того, чтобы достичь весового баланса, нурагийцы использовали разные породы камней: гранит, туф, известняк, базальт. Камни были плотно прижаты один к другому. Для этого некоторые глыбы оставляли необработанными и грубыми. Другие, напротив, тщательно обрезали, подгоняя под очертания соседних камней. Чтобы выложить башню конической формы, древние строители использовали нехитрый метод. Фундамент башни выкладывали ровным кругом, а каждый последующий ряд немного сдвигался к центру, так что внутренняя сторона башенных стен напоминала перевернутую винтовую лестницу.
В основании башни находилась круглая комната, предназначенная для охраны. Куполообразная крыша отсекала комнату от устремленного вверх башенного колодца. Иногда подобных помещений было несколько. Они нависали одно над другим и соединялись узкой винтовой лестницей. Змеевидная конструкция извивалась внутри толстых стен. Кроме того, лестница выходила к верхнему входу в башню, расположенному на высоте 6 метров от земли. Прямоугольное отверстие использовалось в военное время. Скорее всего, связь запасного входа с внешним миром осуществлялась с помощью системы веревочных лестниц или подъемных мостов.
Центральное сооружение охватывала толстая крепостная стена с четырьмя башнями меньшего размера. Пристройки были ориентированы по сторонам света. Ученым на основании раскопок и тщательных исследований удалось восстановить изначальный облик нурагийской крепости. Массивное сооружение оказалось не чем иным, как прототипом средневекового замка. Из этого сделали вывод, что в мирное время обитателями нурага были правители поселений и
Многочисленные "пиннетты" - круглые каменные хижины, строились так близко одна к другой, что улочки между ними были не шире одного метра, а то и меньше. Впрочем, размеры древних домов также не отличались большими размерами - примерно 5, иногда 6 метров в диаметре. Это с учетом того, что семьи включали в себя до девяти человек… Днем деревня-лабиринт пустела. Все мужское население, включая мальчиков-подростков, покидали свои дома. В пиннеттах оставались только женщины - хранительницы очага - и дети. Кстати, найденная при раскопках детская игрушка - маленькая копия нурага - сыграла важную роль в воссоздании очертаний башни.
Каменная хижина пиннета была хранительницей семейного благополучия. Здесь совершались соответствующие обряды. Например, кости грызунов и птиц считались лучшей защитой от напастей. Их сжигали в очаге, а затем закапывали внутри пиннетты. Из крупных животных особое уважение заслужил только олень. Археологи почти в каждом доме находили рога сакрального животного. Рога не были сожжены, а покоились в небольших углублениях под стенами дома.
С наступлением войны деревня пустела полностью. Все жители, примерно 600 человек, укрывались на территории крепости. Способные воевать брались за оружие. Старики, женщины и дети выполняли свои обычные функции. Готовили еду, помогали пострадавшим, чинили одежду. Учитывая, что междоусобные распри были неотъемлемой частью доисторической жизни, крепости всегда были готовы к осаде. И башенные пристройки нурагийского замка являлись не только укреплением. Например, северная башня выполняла роль холодильника. В ней хранились съестные припасы. Имелась также сакральная башня, где поклонялись богине-матери - защитнице от смерти и совершали жертвоприношения. В западной пристройке хоронили погибших. А во внутреннем дворе располагался резервуар с водой. Глубокий колодец был вырыт точно над подземным источником, так что проблем с живительной влагой не было.
Конец нурагийской цивилизации начался с приходом финикийцев. Потянулась новая цепочка войн. Теперь за господство над островом боролись не местные жители, а заморские завоеватели. Нураги, расположенные вдоль побережья, разбирались финикийцами как строительный материал для других построек. Те, что находились в глубине острова, сохранились только благодаря стараниям самих нурагийцев.
В III веке до н.э. крепости начали пустеть. Но перед тем как покинуть могучее сооружение, жители замуровывали все входы в замок каменными плитами. После этого крепость засыпали землей. Похороны нурагов у многих вызывают сомнение. Ведь завалить такую махину землей даже сложнее, чем построить. Но если это выдумка, то как объяснить тот факт, что все крепости, обнаруженные на острове, были найдены в курганах одинаковой формы. В высоких холмах - с плоской, будто утрамбованной, площадкой на вершине. И откуда взялось столько земли? Ведь рядом с холмами не было котлованов. Если она привозилась, то откуда и каким образом? Эти наблюдения добавили загадочности нурагийской культуре. Пожалуй, самым характерным определением древней цивилизации будут слова Франческо Чезаре Сазула: "Мы знаем об эпохе нурагов многое, но нам почти ничего не известно о самих нурагийцах. Древний народ был и остается одним из самых таинственных обитателей планеты Земля".