История Южной Африки – это история бесконечных войн и кровопролитий. Самые известные обитатели этой части континента – зулусы – народ суровых воинов. Но нет правил без исключений. Мирные земли Мапуталенда оказались в стороне от вражды племен и народов. И обитатели этих земель – небольшой народ тсонга - ведут спокойную и даже ленивую жизнь на лоне первозданной природы.
Названия городов и районов в Южной Африке несут в себе огромный исторический пласт. Трансвааль, Блумфонтейн, Оранжевое свободное государство, Ист-Лондон, Квазулу-Наталь, Кейптаун, Претория - за всеми этими именами стоят интереснейшие истории, события, люди, а также кровопролитные войны между бурами, зулусами и англичанами. Практически весь XIX и начало XX веков здесь не умолкали ружейные залпы и боевые выкрики воинственных зулусов.
Но есть одно место, куда не докатились отголоски вражды обитателей Южной Африки. Наверное, это произошло просто потому, что это один из самых отдаленных и диких районов ЮАР - Мапуталенд. И сегодня сюда не так-то легко добраться, а сто лет назад это было практически невозможно. Дело в том, что эта земля со всех сторон ограничивается естественными природными преградами: Индийский океан на востоке, горы Лебомбо на западе, устье реки Мфлози на юге и, наконец, граница с Мозамбиком на севере. Всего получается более девятисот тысяч квадратных километров первозданной природы.
Последним крупным населенным пунктом по дороге в Мапуталенд будет городок Жозини. Здесь же расположены большая плотина на реке Понгола и электростанция. А дальше - только мелкие деревеньки, кемпинги для орнитологов, энтомологов и прочих любителей живности, небольшие отели да национальные парки. В этом месте сталкиваются две климатические зоны: тропическая и субтропическая, так что здесь можно найти и влажную саванну, и тропический лес, и дельту реки. Здесь можно обнаружить практически всех зверей, которые встречаются в Южной Африке. Кроме того, более четырехсот видов птиц.
Коренным населением Мапуталенда с давних времен остается народ тсонга. В свое время они входили в империю Чаки. Но зулусы так и не смогли до конца ассимилировать их. Тсонга и сегодня сохраняют свой оригинальный язык, быт и традиции. Издавна местное население занималось сельским хозяйством и рыболовством. Здесь находятся плантации растения под названием илала палм. Из него получаются превосходные веревки. Сегодня к традиционным занятиям тсонга добавилось изготовление сувениров для туристов. Впрочем, резьба по дереву - это один из главных источников дохода местного населения во всей Африке.
Танцы и обряды тсонга, несмотря на близкое соседство зулусов, не имеют с культурой последних ничего общего. Главным отличительным элементом зулусских плясок является резкое поднятие ноги выше головы и мощнейший удар ею по земле. Особо эффектно этот элемент выглядит в исполнении нескольких десятков или даже сотен человек. Представьте, что происходило, когда к подобному свирепому танцу приступала вооруженная до зубов многотысячная армия. Воины практически входили в транс, а у противника в бук
Тсонга были настолько малочисленны, что воевать с кем-либо было бы для них настоящим самоубийством. По этой причине их пляски и танцы начисто лишены воинственности и агрессивности. Плавные движения, порой, кажутся неестественно медлительными. Но это полностью соответствует их неторопливому ритму жизни. В большей степени все это должно способствовать обретению внутренней гармонии.
Одним из самых интересных мест в Мапуталенде остается Кози бей - фантастическая экосистема из четырех довольно крупных озер, соединенных между собой узкими протоками. Должны разочаровать тех, кто думает, что здесь можно позагорать и искупаться. Делать это в солоноватых водах этих коричневатых озер категорически запрещено. Дело в том, что здесь водится множество существ, встреча с которыми человеку, мягко говоря, опасна для здоровья. Акулы, крокодилы и бегемоты - это из крупных неприятностей. Но есть и помельче: ядовитые рыба-камень и рыба-скорпион. А также совсем мелкие, названиями которых мы не будем вас утруждать.
Зато озера - настоящий рай для любителей рыбалки. Здесь можно легко арендовать лодку или катер и удить рыбу в свое удовольствие, пока не надоест. Местное население предпочитает не тратить время на пустое сидение с удочками на берегу. Аборигены поступают гораздо проще: строят хитроумные ловушки. У нас такое приспособление называется телевизор. Правда, в Южной Африке он делается не из сетей, а из прутьев. Как нам рассказал молодой человек, чтобы построить такой рыболовный загон, ему и его отцу понадобилось полгода. Зато теперь с этого нехитрого устройства кормится вся семья. В доме всегда есть свежая рыба, а то, что остается, можно продать. Работает эта ловушка очень просто. Рыба заплывает в загон, который приоткрывается только в одну сторону. Назад дороги нет. А потом приходит хозяин и острогой собирает улов. Нам показалось, что было бы удобнее использовать сачок, но местным с давних пор сподручнее управляться с копьем.
Подобная первозданность человеческой жизни дает путешественнику фантастический шанс: увидеть, какой была Африка несколько десятилетий назад, когда не было телефонов, интернета, дорог, самолетов и прочих благ современной цивилизации. Конечно, если отправиться в дебри Центральной Африки, можно совершить путешествие во времени на несколько веков. Но из такого круиза можно и не вернуться.
Самое удивительное, что и в отдаленных уголках Мапуталенда еще можно встретить нечто непостижимое, например настоящих сангомас. Нашей съемочной группе повезло - мы смогли отыскать этих легендарных шаманов и колдунов Южной Африки