Итак, базисом, на котором продолжает строиться международное банковское дело, является то, что банки из одной страны поддерживают текущие операционные счета (депозиты до востребования) в банках других стран для обслуживания потребностей (как клиентских, так и собственных) обоих банков. Когда фонды дебетуются или кредитуются на такой счет, при этом деньги, как говорят, "движутся" из одной страны в другую.
Текущие счета в международном департаменте отечественного коммерческого банка могут открываться иностранными правительствами, коммерческими банками и промышленно-торговыми фирмами из других стран, а также индивидуальными клиентами. Кроме того, отечественные правительственные агентства, коммерческие банки, фирмы, физические лица-резиденты, активно вовлеченные в международный бизнес, поддерживают текущие счета в международных департаментах банков, поскольку им требуется осуществлять международные валютные платежи и получать поступления от экспорта или других операций. Также они заинтересованы в консультациях банковских работников, имеющих большой опыт в проведении международных операций. Такие счета являются счетами до востребования, по которым в некоторых странах не разрешается платить проценты. Однако в таких случаях депозиторы могут открыть различного типа срочные депозиты, которые с определенностью принесут процентный доход, если, конечно, целью открытия счета является инвестиционное использование денег.
Международные корреспондентские счета типа "лоро"
Депозиты до востребования (текущий операционный счет), поддерживаемые иностранным банком-корреспондентом в отечественном банке, в различных странах могут называться по-разному. Например, в США такие счета называют счетами "Due to". В других странах их называют счетом "востро" (от лат. vostro - "ваш"), который поддерживается иностранным банком в банке-резиденте в местной валюте или в валюте третьей страны, или даже в национальной валюте иностранного банка. Примером такого счета будет, с российской точки зрения, счет в долларах (или рублях), который может поддерживать "Lloyds Bank" во Внешторгбанке РФ в Москве или, что более распространено, таким счетом для "Lloyds Bank" будет, скажем, долларовый счет, поддерживаемый в нем Внешторгбанком РФ. Наконец, для "City Bank" (крупнейшего американского банка) примером таких счетов будут долларовые счета многочисленных российских и восточноевропейских банков (равно как и западноевропейских), поддерживаемые в его "книгах".
Кроме того, часто такого типа счета определяют как корреспондентский счет "лоро" (от лат. loro - "их"). В России чаще всего применяют именно это название, хотя эквилентность лоро-счета ("их" счета) и востро-счета ("вашего" счета) соответствует лишь второму (из перечисленных трех) значению понятия "лоро-счет". Его первое же значение - это счет третьего банка в банке-корреспонденте данного кредитного учреждения (например, долларовый счет английского "National Westminster Bank" в "Bank of New York", при том, что последний является корреспондентом некоторого московского банка, который осуществляет переводы на этот счет английского банка). Однако при всех лингвистических и практических оттенках терминов, обозначающих этот тип корреспондентского счета, заметим, что чаще всего коммерческие банки правильно "маркируют" свою корреспонденцию (в том числе пользуясь более однозначными терминами, такими, как "ваш" счет, "наш" счет, "их" счет), а следовательно, не происходит существенных задержек переводов по этой причине.
С открытием счета "лоро" можно зафиксировать начало корреспондентских межбанковских отношений. Ведущие коммерческие банки из индустриально развитых стран поддерживают лоро-счета, принадлежащие банкам со всего мира. В первую очередь подобные счета открывают крупные и средние коммерческие банки из развивающихся стран, а также региональные банки из развитых стран, так как большая часть мировой торговли и финансов деноминируется в долларах США, немецких марках, японских иенах и других сильных валютах, а они, как правило, не имеют международной филиальной сети. В то же время крупные банки из международных денежных центров осуществляют платежи и другие операции корреспондентского типа через свои зарубежные филиалы и дочерние банки, что значительно (по меркам срочности операций на денежном и форексном рынках) ускоряет платежи и поступления, повышая их надежность.
Также заметим, что крупные региональные коммерческие банки из развитых стран реже устанавливают прямые корреспондентские отношения с зарубежными банками, так как предпочитают осуществлять международные операции, опираясь на корреспондентские счета, открываемые ими в отечественных крупнейших банках из международных денежных центров. Так, например, скорее всего поступит крупный региональный банк (с активами в 10-20 млрд. дол.) из Сент-Луиса или Миннеаполиса.
В целом такие счета полезны не только для банков-владельцев, но и для поддерживающих их коммерческих банков. При этом, имея такой счет, первые банки-корреспонденты могут делать прямые платежи в пользу других стран, получать поступления в иностранной валюте, проводить расчеты по траттам в рамках открытого аккредитива. Технически открыть такие счета в ведущих коммерческих банках мира весьма буднично и недолго (можно сказать, это является рутинной процедурой). Причем лоро-счета чаще всего прибыльны для банка, в котором они открыты и поддерживаются. Так, счета "лоро" представляют собой депозиты до востребования для этого банка, а доходы от их использования как денежного ресурса (в виде процентного спреда) плюс комиссионные за операции, проводимые по этим счетам, как правило, превышают затраты банка-реципиента по операционному обслуживанию таких счетов "лоро".
Международные корреспондентские счета типа"ностро"
Счет, поддерживаемый отечественным банком в иностранном банке за рубежом, называют "ностро" (от лат. nostro - "наш") счетом. Ностро-счет также обозначают
Такой счет, так же как и лоро-счет, может быть деноминирован в трех типах валют:
а) в валюте иностранного государства, в банке которого открыт этот счет, либо
б) в валюте третьей страны, либо
в) в отечественной валюте банка, которому этот счет принадлежит.
Чаще всего лоро-счет деноминируется в валюте государства, резидентом которого является банк-держатель этого счета. Управление счетом "лоро" находится под контролем иностранного (по отношению к банку-держателю) валютного трейдера (т.е. работника банка-владельца счета).
Аккаунтинговые записи по ностро-счету международный департамент отечественного банка обычно поддерживает в своих собственных бухгалтерских книгах как в иностранной валюте, так и в ее отечественно-валютном эквиваленте. Это необходимо, потому что консолидированная (как по отечественным, так и по международным операциям) отчетность любого коммерческого банка официально представляется денежным и налоговым властям в валюте той страны, в которой он зарегистрирован. При этом консолидированная отчетность может быть представлена широкой публике, заинтересованным контрагентам (другим банкам, фирмам, институциональным инвесторам), международным финансовым институтам, рейтинговым агентствам в любой конвертируемой иностранной валюте или даже в корзине валют (типа ЭКЮ или СДР).
Используя бухгалтерские записи, международный департамент коммерческого банка отражает операции, когда он фактически получает инвалютные поступления (извещения о кредитовании своего счета от иностранного банка-держателя этого счета) или когда он осуществляет платежи в иностранной валюте по этому счету (направляя соответствующее послание в банк-держатель счета с требованием дебетовать этот счет в пользу некоторой третьей стороны). В то же время банк-владелец счета будет рассчитывать и в отечественной валюте эквивалент такой операции, и осуществлять соответствующие аккаунтинговые записи для своей официальной финансовой отчетности. В силу этого ностро-счет также называют двухвалютным счетом.
Крупные коммерческие банки из индустриально развитых стран с сильной валютой, как правило, не открывают ностро-счета для каждого лоро-счета, поддерживаемого в них самих зарубежными банками. Например, ведущие американские банки имеют значительно больше долларовых лоро-счетов в своих книгах от иностранных банков, чем ностро-счетов, которые они поддерживают за границей в недолларовой валюте. Это происходит по вполне естественной причине, связанной с важной ролью американских долларов в мировом бизнесе, а также с теми экстенсивными международными корреспондентскими отношениями, которые установили и поддерживают ведущие американские банки. Крупный американский банк может поддерживать один или два ностро-счета в отдельной стране, тогда как в его книгах могут быть открыты несколько сотен лоро-счетов, деноминированных в долларах, банками этой страны. Приблизительно то же самое можно сказать и о ведущих немецких банках, поддерживающих корреспондентские лоро-счета, открытые в их книгах многими банками со всего мира.
На решение международного департамента коммерческого банка о географическом расположении его ностро-счетов и о величине остатков на них воздействуют многие факторы. Как правило, ностро-счета открываются в тех странах, в валютах которых клиенты банка должны осуществлять платежи и получать поступления. Кроме того, банк откроет ностро-счета в тех странах, валюты которых необходимы для торговой деятельности инвалютных трейдеров самого банка на форексном и денежном рынках. Банк, как правило, не склонен иметь излишние инвалютные ностро-счета, по крайней мере, больше чем это необходимо ему для обслуживания определенных ранее двух базовых целей. Общие принципы управления банковскими ностро-счетами базируются на технике международного денежного менеджмента, в общем аналогичной той, которую использует и международная промышленно-торговая фирма. Ей присущи минимизация неработающих (или низкодоходных) остатков и размещение временно избыточных текущих средств в форме краткосрочных инвестиций в инструменты денежного рынка. При этом, выбирая подходящие инструменты для краткосрочных международных инвестиций, коммерческий банк будет руководствоваться критериями доходности и риска, придавая большое значение валютной деноминации и ликвидности такого инструмента.
В этом смысле отечественный коммерческий банк должен поддерживать достаточные остатки на своих ностро-счетах, чтобы быстро удовлетворять неожиданно появляющиеся потребности в платежах клиентов или собственных трейдеров. В то же время он будет избегать овердрафта этих счетов, за который нужно уплачивать повышенный процент. Однако банк не должен терять доход, поддерживая избыточные неработающие остатки на ностро-счетах, которые либо не приносят процента (как, например, счета в банках США, где запрещены платежи процентов по текущим счетам), либо приносят минимальный из возможных доход (как в большинстве развитых стран). Кроме того, поддержание активов в иностранной валюте может быть рисковым, так как иностранная валюта может девальвироваться (понизиться в цене) либо относительно отечественной валюты, либо относительно других ведущих валют, в которых банк осуществляет платежи.
Именно поэтому, поддерживая валютную позицию (а остаток на ностро-счете в иностранной валюте при прочих равных условиях является открытой "длинной" валютной позицией банка-владельца такого счета), коммерческий банк должен осуществлять необходимые операции по хеджированию валютного риска, что требует работы специально обученного персонала банка и дополнительных операционных издержек, связанных с проведением хеджинговых сделок. Выгоды от покрытия валютного риска и сопутствующие ему дополнительные издержки будут учитываться банковским менеджментом банка-владельца ностро-счета при общем взвешивании доходности, риска и издержек, связанных с поддержанием того или иного остатка на данном счете. Кроме того, будет учитываться и портфельный эффект такого остатка в общем контексте всех остатков по различным инвалютным ностро-счетам, а также в контексте планируемых платежей и поступлений в различных валютах в рамках некоторого планового горизонта.