B течение долгого времени украинско-американские экономические отношения отличались наличием ряда застарелых проблем, которые, собственно, и формировали систему приоритетов деятельности украинских дипломатов на американском направлении, поскольку их нерешенность негативно влияла на общий тонус двусторонних отношений. Речь идет прежде всего о восстановлении льгот по экспорту товаров из Украины в США согласно Генерализованной системе преференций США (ГСП), предоставлении Украине Соединенными Штатами статуса страны с рыночной экономикой, подписании двустороннего протокола о взаимном доступе на рынки товаров и услуг, который фактически открывает нашему государству двери в ВТО, а также отмене действия поправки Джексона — Вэника, которая, несмотря на сугубо политическое содержание, предусматривает экономические по форме санкции.
При этом следует отметить следующее: относительно короткая история отношений Украины и США показывает, что последние не только последовательно и прагматично отстаивали собственные экономические и политические интересы, но и всегда остро реагировали на действия бывшего украинского руководства, которое тем или иным образом нарушало принципы демократии и цивилизованной рыночной экономики. Как свидетельствует мировой опыт, эти вопросы взаимосвязаны.
Исторические события 2004 года дали веские основания официальному Вашингтону и американским деловым кругам, а собственно, и всем демократическим странам рассматривать наше государство не только как динамичную демократию, уверенно входящую в пространство общих демократических ценностей, но и перспективного экономического партнера, который сбрасывает слишком тесную оболочку «переходной» экономики. Это стало мощным импульсом для положительного решения ряда стратегически важных задач, необходимых для обеспечения равноправного и активного участия Украины в системе современных международных экономических отношений.
Так, экскурс в недалекое прошлое свидетельствует, что только прямые потери украинских производителей на американском рынке из-за отсутствия благоприятных условий торговли и проведения антидемпинговых расследований составляли более 300 млн. долл. в год. К этому следует добавить ущерб, причиненный имиджу Украины как надежного торгово-экономического партнера из-за обвинений в ненадлежащей защите прав интеллектуальной собственности и непризнании рыночного характера ее экономики. Поэтому последние достижения в украинско-американских отношениях не только имеют конкретную экономическую стоимость, но и формируют, применяя экономическую терминологию, колоссальные нематериальные активы, которые невозможно приобрести за деньги, но которые дают Украине возможность намного увереннее прокладывать путь к собственному месту в системе современного международного разделения труда и отстаивать свои интересы. Они свидетельствуют о наших реальных достижениях в развитии экономики на рыночных принципах, включая соответствующие институциональные изменения.
В частности, решение о восстановлении льгот для украинского экспорта в США согласно Генерализованной системе преференций было принято в результате внеочередного пересмотра ситуации в Украине. Таким образом Белый дом признал ответственность и адекватность действий украинского правительства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, а также приведение украинского законодательства к мировым нормам. Как известно, санкции против Украины были введены в 2001 году. Они не позволяли осуществлять на беспошлинной основе экспорт товаров на сумму до 40 млн. долл. США ежегодно по 120 позициям американской Гармонизированной тарифной системы.
Очередной пересмотр оценки статуса экономики Украины, впервые осуществленный министерством торговли США в 1997 году в рамках антидемпингового расследования в отношении импорта лома и проволоки из углеродной и некоторых других видов легированной стали из Украины, был инициирован правительством нашего государства в апреле 2005 года. Процедура рассмотрения таких вопросов довольно сложна и позволяет всем заинтересованным сторонам, в том числе американским компаниям, которые являются непосредственными конкурентами украинских производителей, предоставлять любые аргументы в пользу своей позиции. Очень важно, что в поддержку Украины высказались многие ведущие фирмы США (AES, ADM, Alticor, Cargill, General Еlectric, Motorola, PBN, Procter&Gamble, United Technologies), имеющие положительный опыт работы в нашем государстве.
Решение министерства торговли США в феврале с.г. о предоставлении рыночного статуса экономике Украины свидетельствует о признании правительством Соединенных Штатов усилий новой украинской власти по внедрению необратимых изменений в экономической сфере. Мы рассчитываем, что оно станет мощным сигналом для американского бизнеса, который будет содействовать притоку инвестиций в Украину, развитию всестороннего торгово-экономического сотрудничества. С другой стороны, украинские предприниматели получили важные средства, позволяю
Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что процесс нашего взаимодействия с американскими партнерами в рамках пересмотра статуса показал среди прочего новое качество работы украинских министерств и ведомств, их возросшее умение работать современно, использовать адекватный юридический и дипломатический инструментарий, убедительно обосновывать свою позицию.
Такие же выводы позволяет сделать и успешное завершение украинско-американских переговоров в рамках вступления Украины в ВТО и подписание протокола о взаимном доступе на рынок товаров и услуг. Длительность переговорного процесса со странами — членами ВТО, в том числе с США, свидетельствует не только о сложности процесса и тонкости обсуждаемых вопросов, но и о последовательном отстаивании украинской стороной собственных экономических интересов. Достигнутые договоренности являются здоровым, взаимовыгодным компромиссом на основе баланса взаимных интересов. Как и наши американские партнеры, я уверен, что результаты этих переговоров будут содействовать дальнейшей динамизации двустороннего сотрудничества по экономическим вопросам по правилам ВТО, вступление в которую благодаря подписанию американского протокола приобрело вполне реальные очертания.
Есть еще один важный аспект, связанный с подписанием двустороннего протокола. Оно сделало возможным принятие конгрессом США решения по окончательной отмене в отношении Украины действия поправки Джексона-Вэника. Упомянутый вопрос, имеющий практическое значение, поскольку касается установления «нормального» режима двусторонней торговли, и мощную символическую окраску, неоднократно поднимался Киевом на высшем уровне. Впрочем, лишь в последнее время мы ощущаем, что наши усилия получили адекватную поддержку со стороны американского правительства и законодателей. Большую роль в этом процессе играет созданная в США общественная коалиция за отмену поправки Джексона-Вэника под сопредседательством бывших послов США в Украине Стивена Пайфера и Уильяма Миллера, которая объединяет более ста неправительственных организаций (прежде всего украинской и еврейской общин) и компаний США. И раньше украинская сторона аргументированно доказывала свое соответствие критериям отмены поправки в отношении Украины, а сейчас ее очевидная анахроничность в общем контексте двусторонних отношений стала совершенно очевидной.
В целом, проведенные мной в последнее время многочисленные встречи с американскими официальными лицами высокого уровня, влиятельными конгрессменами и сенаторами, видными представителями бизнеса и общественности свидетельствуют о том, что понятие «украинско-американского стратегического партнерства» приобретает реальное содержание практически во всех сферах двустороннего сотрудничества. На разных уровнях американского общества существует мощный интерес к новой, демократической Украине, готовность к качественным сдвигам в отношениях с ней. Это в полной мере ощущается со стороны частного бизнеса. Особый интерес для США представляют вопросы инвестирования и налаживания совместного производства в наиболее динамичных, высокотехнологических отраслях экономики Украины.
Совершенно понятно, что радикального оживления деятельности в Украине американских и других иностранных инвесторов нельзя ожидать без продолжения курса рыночных реформ, завершения создания действенной инвестиционной инфраструктуры и других условий, которые бы обеспечили доверие к Украине со стороны потенциальных инвесторов. Исключительное значение при этом будет иметь и обретение нашей страной членства во Всемирной торговой организации.
В контексте последних достижений в украинско-американских отношениях хотел бы подчеркнуть, что правительство Украины приложило все усилия для обеспечения национальных производителей мощным инструментом защиты собственных интересов в США. Их дальнейшие успехи будут зависеть от собственной активности, гибкости и способности конкурировать на американском рынке. Следует также подчеркнуть, что экономизация украинской дипломатии, готовность и желание продвигать интересы украинских экспортеров не способны сами по себе решить внешнеэкономические проблемы. Отныне слово за украинскими предпринимателями: у них есть все возможности воспользоваться теми преимуществами, которые открывают перед ними успехи украинской дипломатии в Вашингтоне.
В завершение хотел бы подчеркнуть, что достижения украинской внешней и внешнеэкономической политики напрямую связаны с успехами или неудачами политики внутренней. На них отрицательно сказывается деятельность отдельных сил, которые стремятся любой ценой помешать последовательному государственному курсу, саботируя важные политические и законодательные инициативы, неготовность или нежелание выстраивать свое поведение, руководствуясь стратегическими национальными интересами нашего государства, своевременно и адекватно реагировать на новые геополитические реалии.