За последние пять лет Россия поднялась на три позиции в рейтинге развития человеческого потенциала. Теперь она занимает 65-е место из 169 стран. Однако прогрессом это назвать трудно из-за того, что ожидаемая продолжительность жизни в стране сильно уменьшилась. Такая тенденция характерна для большинства государств Восточной Европы и Центральной Азии.
В то время как многие арабские страны стали лидерами роста индекса развития потенциала человека (ИРПЧ), в том числе за счет увеличения ожидаемой продолжительности жизни на 18 лет (с 1970 по 2010 год), бывшие республики Советского Союза за прошедшие десятилетия по этому показателю откатились назад. К таким выводам пришли авторы 20-го доклада ПРООН «Реальное богатство народов: пути к развитию человека».
Как утверждается в докладе, успехи в человеческом развитии возможны даже без роста доходов. Порой технологический прорыв и изменение социальной инфраструктуры помогают беднейшим странам добиваться наибольшего выигрыша. Анализ тенденций за последние 40 лет показал, что Восточная Европа и Центральная Азия развиваются значительно медленнее, чем ожидалось. В России путь прогресса усеян препятствиями в виде демографических проблем: ожидаемая продолжительность жизни упала с 69 лет (в 1970 году) до 67 лет (в 2010). Родственники по социалистическому прошлому — Белоруссия и Украина — демонстрируют те же неутешительные тенденции: там показатели упали с 71 до 70 и с 71 до 69 соответственно.
«Прогресс в развитии человеческого потенциала в России с конца 90-
«Россия принадлежит к рангу высокоразвитых стран по индексу развития человеческого потенциала, — сделал словесный реверанс специалист ПРООН Тимоти Скотт. — Начиная с 1998 года индекс почти неуклонно поднимался». Есть мнение, что если бы в России удалось снизить смертность и увеличить ожидаемую продолжительность жизни, то страна вполне могла бы претендовать на место в первом эшелоне ИРПЧ (сейчас ее относят ко второй группе, а всего их четыре). «Из бывших стран СНГ в первую группу попала лишь Эстония, — сетует заместитель декана экономического факультета МГУ Владимир Хосе Эченикэ. — Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан — все входят во вторую группу».
И все же у России есть шансы попасть в первый эшелон ИРПЧ — благодаря взаимодействию ПРООН с политической элитой страны. «Доклад стал популярным и у политиков, и у общественных деятелей, — акцентировал декан экономического факультета МГУ Василий Колесов. — Он является необходимой основой для национальных докладов». Сотрудничество ПРООН и России (в частности МГУ) может перейти на новую ступень. Г-н Колесов также рассказал о планах создать постоянный научно-учебный центр, занимающийся проблемами развития человека. Этот вопрос уже прорабатывается в МИДе И МЭР.