В ландшафтах полуострова Малая Азия много общего с Грецией: та же тектоническая раздробленность, тот же тип средиземноморского климата и растительности. Однако эти общие черты довольно быстро исчезают к востоку. За узкой береговой полосой, где на размытых известняковых склонах горных массивов уцелевшие рощи ливанских кедров, сосен и заросли маквиса напоминают о былом распространении средиземноморских лесов, начинаются сухостепные и опустыненные ландшафты внутренних частей. Со стороны моря по речным густо населенным долинам в них вклиниваются антропогенные ландшафты. Плодородные аллювиальные почвы возделываются под виноградники, оливы, инжир, миндаль, шелковицу, хлопчатник, кукурузу, овощи.С юга и севера поднимаются высокие Таврские и Понтийские горы и взаимопроникновения между приморскими и внутренними ландшафтами не наблюдается. Узкие полосы лесной растительности на приморских склонах Понтийских и Таврских гор довольно резко граничат с кустарниковыми степями переднеазиатского типа, которые занимают большие площади внутренних плоскогорий. По сравнению с Иранским нагорьем, Мало-Азиатское нагорье увлажняется лучше. Пустынь здесь по существу нет. Даже во внутренних районах на склонах гор местами еще растут разреженные леса, которые в доисторическое время занимали значительно большие площади.Главной орографической особенностью нагорья является форма чаши, или котловины. Бортами относительно опущенной центральной части служат краевые цепи. Переход к ним с внутренней стороны осуществляется через постепенно возвышающиеся горные хребты. Раздробленные в центральных частях на отдельные массивы, к периферии они становятся более непрерывными.Обширная внутренняя чаша Мало-Азиатского нагорья Анатолийское плоскогорье состоит из ряда бессточных котловин, разделенных невысокими кряжами. Наряду с тектоникой в образовании этих котловин видную роль играл карст, хорошо выраженный, например, к западу от наиболее крупного соленого (332‰) озера Туз. Современные озера усыхают, некоторые, в том числе, и Туз, летом превращаются в солончаки или покрываются толстой коркой соли. Озерные террасы свидетельствуют о том, что в неогене и в эпоху четвертичного оледенения озера были значительно полноводнее. Самая крупная река Мало-Азиатского нагорья Кызыл-Ирмак, описывая огромную дугу по внутренним плоскогорьям, дренирует ряд таких котловин. Но современные реки маловодны, поэтому эрозия незначительна. Перенос выветреного мелкозема происходит преимущественно за счет дефляции. Денудационно-эрозионные поверхности внутренних плоскогорий местами прерываются лавовыми плато и коническими поднятиями потухших вулканов, наиболее высокие из которых находятся к юго-востоку от озера Туз.
В историческое время действовал самый высокий из вулканов Эрджияс (3916 м) близ города Кайсери.Вследствие того, что в центре нагорья осадков выпадает около 200 мм и лишь к окраинам увеличивается до 400-500 мм, ландшафты несут черты аридности. На бурых почвах полупустынь развивается очень разреженный растительный покров ксерофитные кустарники, полукустарники и травянистая растительность злаки (ковыли и полыни, а в период весенних дождей до наступления жары эфемеры, главным образом из луковичных и клубневых. Вдоль рек растут галерейные леса, вокруг озер галофиты. От прежних сосновых, можжевеловых и дубовых лесов остались небольшие рощи. Широко распространены, особенно на каменистых пространствах, подушковидные нагорные ксерофиты. Земледелие, как говорилось выше, возможно лишь в оазисах. Понтийские горы несколько ниже Таврских, особенно в западной части. Невысокие, с мягкими контурами вершинных поверхностей, 3ападно-Понтииские горы разделены продольными долинами и котловинами, густо населенными к возделанными под различные сельскохозяйственные культуры. Восточнее реки Кызыл-Ирмак, прорывающейся к Черному морю из внутренних частей нагорья, Восточно-Понтийские горы становятся высокими, крутосклонными и несут на себе следы четвертичных ледников и даже небольшие современные леднички. Благодаря молодости поднятий хребты мало расчленены речными долинами, перевалы лежат на большой высоте, ни одна река не пересекает их насквозь вкрест простирания, поэтому, несмотря на небольшую ширину, система Восточно-Понтийских гор трудно доступна.Влажный почти в течение круглого года
В смешанных лесах появляется восточная ель (Picea orientalis), а из широколиственных господствует бук с примесью дуба (Quercus Hartwissiana), граба (Carpinus betulus) и конского каштана (Aesculus hippocastanum). Эти горно-еловые леса поднимаются до 1900 м высоты, выше они сменяются криволесьем из клена (Acer Trautvetteri), березы и кустарниками.Выше 2000 м располагаются субальпийские и альпийские луга, среди которых разбросаны пятна снега, сохраняющиеся в отдельных местах даже летом. Южные сухие склоны Восточно-Понтийских гор покрыты редколесьем из ксерофитных видов дуба и можжевельника. К центру нагорья в связи с возрастанием сухости усиливается роль кустарниковых зарослей (шибляка), к которым заметно примешиваются нагорные ксерофиты из многочисленных видов астрагалов и акантолимонов. Горы Тавра состоят из нескольких частей, отличающихся рядом особенностей. В Западном Тавре, круто обрывающемся в некоторых местах прямо к морю, наиболее высокие горные массивы превышают 2500 м. Приморские хребты изрезаны короткими, но глубокими речными долинами. Закарстованные плоские вершины хребтов, отодвинутые от моря к северу, напоминают яйлы Крыма (здесь они называются джайляу). Восточнее располагаются цепи Центрального Тавра, в котором выделяют Киликийский Тавр на западе и Антитавр на востоке. Высоты в Киликийском Тавре достигают почти 3800 м, резко расчлененный рельеф местами напоминает альпийский. Глубокие каньонообразные долины могли возникнуть благодаря неотектоническим вертикальным перемещениям, наличию легко размываемых известняков и обилию осадков.Климат и почвенно-растительный покров приморских склонов и узких выступов береговых низменностей этой области имеют типично средиземноморские черты. На наветренных склонах гор осадков, как правило, выпадает 1000-1500 мм, кое-где до 3000 мм. Температуры летом 25°-30°С, в январе около 10°С, что позволяет вегетировать растительности круглый год. В нижней зоне гор и на низменностях, на красноземах и коричневых почвах, в настоящее время преобладает культурный ландшафт с плантациями сахарного тростника, хлопчатника, финиковых пальм и полями зерновых. Наиболее крупная низменность Чукурова севернее залива Искендерон известна культурой египетского хлопчатника.В прошлом вся прибрежная полоса и склоны гор до высоты 800- 1000 м были покрыты зарослями маквиса и лесами из средиземноморских видов широколиственных и хвойных: ливанского кедра (Cedrus iibani), киликийской пихты (Abies cilicica), различных видов сосен (Pinus brutia и P. nigra) и можжевельника.В сохранившихся лесах преобладают дубы, фисташки (Pistacea mutica) и различные дикие плодовые рожковое дерево, или каруба (Ceratonia siliqua), маслина, миндаль, грецкий орех, яблоня, слива и др.
Вершины гор, где чередуются пустоши и горные луга, служат местом летнего выпаса скота.К области Таврских гор относится и остров Кипр, отделившийся от Тавра в конце третичного времени. Населенный с глубокой древности, остров лишился большей части своих лесов; лишь редко разбросанные деревья ливанского кедра, средиземноморских видов сосен, пихт, а главное дубовое редколесье, свидетельствуют о былых лесах.