Новая Зеландия состоит из двух крупных островов Северного и Южного и ряда мелких, которые совместно образуют самостоятельную океаническую страну, близкую по типам ландшафтов к горно-островной Меланезии. Располагаясь между 34°23' ю. ш. и 47°17' ю. ш., она занимает наиболее южное положение в Океании. Ее острова поднимаются с подводного Новозеландского плато и в своем простирании с юго-запада на северо-восток (более чем на 1500 км) следуют крупной линии разлома, продолжающейся вдоль глубоководных впадин Кермадек и Тонга. Острова удалены более чем на 2000 км от Австралии и представляют собой сохранившуюся от погружения часть древнего материка Тасмантис. Начало образованию новозеландских структур было положено верхнепалеозойской складчатостью, но важнейшие горообразовательные движения происходили в мезозойскую эру и в палеогене, после чего наступил длительный период тектонического покоя и пенепленизации. В плиоцене произошла новая складчатость, а также крупные сбросовые дислокации и дифференциальные вертикальные движения, раздробившие древнюю сушу на горстово-глыбовые массивы и определившие очертания берегов. На Северном острове они сопровождались мощными вулканическими процессами. С конца мела Новая Зеландия потеряла связи с Новой Гвинеей и через нее с Австралией. В неогене острова, вероятно, имели кратковременные соединения с Южной Америкой (через Антарктиду). Развитие органического мира происходило в основном без пополнения извне, что дает основания для выделения Новой Зеландии в самостоятельную флористическую подобласть Палеотропиков и особую фау-нистическую область. Флора островов на 74% состоит из эндемичных растений и сравнительно бедна видами (1843). Чисто новозеландскими являются особые древовидные папоротники (циатея Cyathea spp., диксония Dicksonia spp. ), хвойные, в том числе каури (Agathis australis) и тотара (Podocarpus totara), деревянистые подушковидные растения, волокнистый новозеландский лен (Phormium tenax, из семейства лилейных). Важнейшими представителями малезийской и австралийской флоры являются миртовые и другие вечнозеленые двудольные, а также виды из семейства эпакридовых и протейных. Связи с Южной Америкой подтверждаются элементами антарктической флоры (вечнозеленый бук Nothofagns spp. и др. ). Фауна Новой Зеландии также характеризуется высоким эндемизмом и глубокой древностью. Местные млекопитающие представлены на островах двумя видами летучих мышей и одним видом крыс. Много нелетающих птиц, из которых обращают на себя внимание киви, глаза у которых расположены на конце клюва, и совиные попугаи с мягкими крыльями.
Еще в прошлом столетии можно было встретить птицу моа до 3 м ростом. Летающих птиц немного, среди них крупный попугай нестер со времени завоза овец превратился из насекомоядного в опасного хищника: он расклевывает шкуры овец и питается салом животных. На островах сохранился единственный представитель древнейших пресмыкающихся (первоящеров) гаттерия. Ввиду большой протяженности Новой Зеландии и ее положения в умеренном и субтропическом климатах, резких различий геологического строения и рельефа, природа Северного и Южного островов очень разнообразна. Южный остров (площадь 150 тыс. км2) сложен кристаллическими метаморфическими и смятыми в складки осадочными породами и имеет горный рельеф. Новозеландские Альпы протягиваются вдоль западной половины острова, возвышаясь до 3768 м (гора Кука). В четвертичный период они подверглись двукратному оледенению и в настоящее время имеют до 50 ледников, общей площадью около 1000 км2 Древнее и современное оледенение придает Новозеландским Альпам характерные черты альпийского высокогорья, вполне оправдывая их название. С юга к горам примыкает гранитный пенеплен плато Отаго, расчлененный многочисленными широкими тектоническими впадинами, преобразованными четвертичными ледниками в троговые долины. На юго-западе Отаго в долинах лежат крупные озера, подпруженные конечными моренами, береговая линия имеет глубокое фиордовоа расчленение. Вдоль западных склонов Новозеландских Альп расположена узкая прибрежная низменность, к восточным склонам примыкают береговые равнины Кентерберри. В их древних аллювиальных и флювио-гляциальных отложениях имеются россыпные месторождения золота, а в подстилающих свитах угленосные пласты. Узкая перемычка соединяет равнины с полуостровом Бэнкс, на котором поднимается несколько вулканических конусов. Почти весь Южный остров, за исключением крайнего севера, лежит в поясе умеренно-теплого, очень влажного климата. Высокогорный рельеф обусловливает резкие экспозиционные контрасты и развитие высотной поясности. Снеговая линия на западных склонах Новозеландских Альп лежит на высоте 2100 м, на восточных 2400 м. Большую часть года остров встречает западные ветры ревущих сороковых . Зимой вдоль его северной окраины проходит полярный фронт с активным циклогенезом, циклонические осадки, усиливаемые орографией, увлажняют западные наветренные склоны гор. По западной периферии циклонов к острову иногда подтягивается холодный антарктический воздух, вызывающий кратковременное падение температур ниже 0°С, при средних зимних (на побережье) от 5°С до 7°С.
Летом в ослабленном виде сохраняется западная циркуляция, но полярный фронт смещается к югу. К северной половине острова подступают северо-западные ветры западного сектора Южно-Тихоокеанского максимума. Они несут с собой очень вла
Вдоль берега, на песчаных почвах растет новозеландский лен, одно из немногих местных полезных растений, дающий волокно для грубых тканей и циновок. Северный остров (площадь 115 тыс. км2) отделен от Южного грабеном пролива Кука. Остров слагают палеогеновые, неогеновые и четвертичные отложения, мезозойские свиты (в восточной части) и вулканические породы, широко развитые в центре и на севере. Береговая линия образует несколько округлых заливов; на северо-западе далеко в океан выдается полуостров Окленд незатопленная часть подводного хребта, протягивающегося до Новой Каледонии. В рельефе преобладают средневысотные плато, по краям широко развиты низменности приподнятые участки шельфа; лишь вдоль восточного побережья поднимается хребет Руахине (1592 м). Центральную часть острова занимает вулканическое плато, по которым вдоль меридиональной линии разломов поднимаются вулканические конусы. Среди них действующие: Руапеху самый высокий в Новой Зеландии (2797 м) и Таравера (1100 м)-широко известный сильным извержением 1886 года. На плато много озер, часто термальных, занимающих картеры потухших вулканов или котловины, подпруженные лавовыми потоками; самое крупное из них озеро Таупо (площадь 612 км2, глубина 102 м). На севере плато находится термально-озерный район с живым вулканическим ландшафтом многочисленными гейзерами, окруженными туфовыми террасами, горячими источниками, насыщенными сернистым л соединениями, с сильными и частыми извержениями вулканов и землетрясениями. Аналоги подобного ландшафта имеются лишь в Исландии, в Йеллоустонском Национальном парке (в Скалистых горах США) и на полуострове Камчатка. На западном побережье поднимается самый высокий из потухших вулканов Эгмонт (2717 м), сохранивший правильную конусообразную форму; на полуострове Окленд среди низких лавовых равнин поднимается ряд небольших потухших вулканов. Климат Северного острова субтропический, умеренно-теплый, с очень влажной зимой. Летом осадков выпадает меньше, но иногда над островом проносятся тайфуны, сопровождающиеся сильными ливнями и ветрами. Вне лавовых плато естественная растительность представлена смешанными субтропическими лесами, более богатыми по видовому составу, чем на Южном острове (с пальмами и другими теплолюбивыми вечнозелеными). На лавовых плато господствуют заросли вечнозеленых кустарников, леса появляются лишь на выветрелых лавах, уже вовлеченных в процесс почвообразования. Естественные ландшафты Новой Зеландии сильно пострадали в результате колонизации островов.
Леса почти полностью уничтожены; резко обострилась эрозия склонов, смывающая почвенный покров. Интродуцированные многочисленные животные (главным образом овцы) и растения изменили физиономический аспект ландшафтов, особенно на равнинах и в предгорьях. Однако самым ужасным последствием господства английских колонизаторов явилось почти полное уничтожение коренных жителей маори, которые в настоящее время составляют лишь часть населения и оттеснены на наименее плодородные земли вулканического плато Северного острова.