Б.Виногродский
На протяжении последних 20 лет Китай демонстрирует миру невероятные темпы экономического роста и позитивных социальных изменений. Так что же такое Китай? Располагается он в юго-восточной части евроазиатского континента, прилегающей к Тихому океану. Площадь страны составляет 9,6 млн. кв.км. Длина береговой линии Китая - 18 тыс.км. В КНР насчитывается 5400 островов, а главные реки Китая - Янцзы, Хуанхэ, Чжуцзян, Сунгари, Амур (Хэйлунцзян), Хуайхэ.
Китай страна огромная, потому и климат на юге, севере, востоке и западе сильно отличается, и когда в Харбине тридцать градусов мороза в декабре, в субтропиках на Хайнане вполне можно загорать на океанских пляжах. Именно благодаря китайскому климату мы знаем слово "тайфун", пришедшее из китайского языка и буквально означающее "большой ветер".
Китай - страна с самым большим населением в мире. По итогам пятой всеобщей переписи, проведенной в 2000 г., что было очень нелегко из-за этого самого большого населения, специалисты насчитали 1265,83 млн. человек разного пола. Из этого множества миллионов в городе обитает 458,44 млн., а на селе осталось 63,8-, что составило 807,39 млн. Так что правительство старается развивать сельское хозяйство, и крестьяне в настоящее время в Китае не платят налогов вообще.
Так как народу всегда было очень много, то в семидесятые годы начали политику ограничения рождаемости, которая скромно называется политикой "планового деторождения". Китай - страна многонациональная, и хоть 90- населения китайцы, то остальные десять процентов (что насчитывает больше 100 млн. человек) представляют еще 55 национальностей.
Китай - страна великих традиций, которые определяют уклад и состояние общества на протяжении буквально многих тысяч лет. Пусть в настоящее время смешались критерии западного образа жизни и традиционного уклада, это не мешает китайской семье по-прежнему стремиться построить фундамент из "саньсин" - трех звезд, или долголетия, карьеры и благополучия. Так что любой китаец прекрасно знает, в чем заключается счастье и не склонен в своей традиционной практичности вести беседы о смысле жизни, ибо этот самый смысл закладывается его в голову традиционным воспитанием.
Представление о том, что должен знать человек для правильного движения по волнам моря житейского тоже определяется традиционными идеалами. В течение тысячелетий жизни обычного китайца определялась тремя учениями: даосизмом, конфуцианством и буддизмом, которые определяли систему идеалов и смешивались в единое целое внутри семейной системы. А в центре семейного уклада лежало почитание предков и уважение к старшим. В каждом доме существует семейный алтарь, и до сих пор любой китаец знает родословную своей семьи, которую пишут, чтобы передать эти бесценные знания потомкам. Для всех понятно, что твое личное благополучие зависит от предков, так же как от твоего правильного поведения зависит благополучие твоих потомков.
Китайцы в своем большинстве люди не религиозные, и два учения - даосизм и конфуцианство - религиями можно назвать с большой натяжкой. Роль религии как таковой играет пришедший на рубеже нашей эры из Индии буддизм. Конфуцианство определяет морально-этические нормы социального поведения и не сводится лишь к нудным моральным сентенциям. С помощью него накоплена огромная житейская мудрость, помогающая человеку правильно построить свое поведение в обществе. Конфуцианство всегда лежало в основе построения административной системы, определяло систему образования, а сам Конфуций и до настоящего времени почитается как величайший представитель педагогической и психологической мысли.
Даосизм же рассказывает человеку, как он должен строить отношения с самим собой, и потому внутри этого учения сохраняются знания по медицине, гигиене, астрологии и разного рода мистическим практикам, которые помогают человеку в процессе самопознания.
В общем, китайцы празднуют свои праздники, едят свою кухню, и сохраняют принципы, по которым жили их предки в течение тысячелетий. Они добавляют на фундамент древних знаний и отношений с миром новые технологии и чувствуют себя вполне неплохо в современном мире.
Вид китайской улицы недавнего прошлого и наших дней
Основой дорожного движения в китайском городе десять лет назад был велосипед. Он и определял общий облик дорожного движения в Китае. Ситуация кардинально изменилась только за последние несколько лет. Как и все остальное из области перемен, смена облика была резкой и неожиданной. Вдруг замечаешь, что поток велосипедистов резко уменьшился, а в центре их почти вообще нет. Остались лишь дорожки для велосипедов, но он как вид транспорта стал играть уже другую роль.
Облик дорожного движения китайского города характеризуется огромным количеством такси в любое время дня и ночи. Такси сменились уже несколько раз, и шесть-семь лет тому назад самыми популярными в городе были желтые "булочки", мяньбао-чэ, проезд в которых был дешевле, чем где-либо еще. А потом там могло поместиться шесть или восемь пассажиров. Так что бывало, стоишь и ждешь такую вот "булочку", а тебе, как назло, ты же иностранец, останавливаются разные Citroen, которые в полтора-два раза дороже… Citroen в настоящее время за хорошие машины уже не считаются. Недавно парк пекинских такси сменился, теперь здесь бегают на Hyundai, в желто-бежевой характерной окраске. Внутри машин очень чисто, белые чехлы на сиденьях, часто работают DVD-проигрыватели и есть прочий сервис.
Справедливости ради нужно заметить, что облик велосипедов тоже значительно поменялся, так же, как и вид их водителей. Велосипеды из темных и неприметных стали цветными, да и формы стали современными, ведь следует учесть, что большинство этих транспорт
Раньше было очень мало светофоров и на них не слишком обращали внимание, теперь же светофоров много, и на них реагируют. Все светофоры снабжены таймерами, так что знаешь, сколько какому свету осталось гореть. Регулировщиков стало меньше, но вот общественные помощники ГАИ частенько встречаются на улицах, они помогают разруливать движение на сложных участках, ходят такие пожилые люди с флажками красными и повязками, и отношения к соцпропаганде это не имеет. Постовые же обязательно в форме красивой, черно-белой, со знаками отличия. Раньше регулировщики стояли на специальных круглых постаментах на перекрёстках людных, теперь их практически нет.
В самом Китае выпускают много машин зарубежных марок, и за последние годы, кроме привычных Audi, Citroen, Honda, Toyota, появились BMW и Mercedes, ну и еще десятки разных марок, включая и китайские, которые вслед за остальными тоже вполне стараются подтягиваться и приобретать вполне благопристойный облик и внутри и снаружи.
Построено за последние годы много хайвэев. Все они платные, и потому приметой китайских дорог являются пункты оплаты, а самый главный на трассе из пекинского аэропорта в город - даже построен в традициях старой китайской архитектуры. Это располагает. Однако большинство сделаны просто, из стекла и бетона. Все служащие в форме. И это тоже характеристика улицы. Практические все люди из сферы обслуживания - обязательно в аккуратной форме. Даже у таксистов обязательна белая рубашка. Много парковщиков, но в основном они сосредоточены вокруг гостиниц и супермаркетов.
В Пекине строится уже шестое кольцо в городе, и в принципе им удалось разгрузить поток. Пробки встречаются совсем не так часто, как в Москве, хотя движение в часы пик оставляет желать лучшего. Гуанчжоу поражает многоярусными эстакадами и сложными развязками, которых множество. У Шанхая тоже современный и продвинутый вид. Так что интенсивность движения не мешает водителям на дорогах понимать друг друга, и главной особенностью китайского дорожного движения является малое количество напряженных ситуаций, потому что ездят осторожно, и следят за партнерами по транспортному потоку, своевременно уступая. Конфликты между водителями редки.
Копии-подделки
В последнее время много говорят о контрафактной продукции в Китае, которая наносит огромный ущерб истинным производителям. Какова же на самом деле ситуация? Чтобы понять, как китайцы относятся к подделкам, нужно заглянуть в историческое прошлое и посмотреть, что подделывалось, и с какой целью.
Подделки древностей с давних времен были промыслом многих мастеров, и именно с помощью повторения происходило обучение в традиционной мастерской. Ученики приходили овладевать ремеслом к учителю на условиях безоговорочного подчинения и, как говорится, за харчи и кров. А обучение происходило именно путем копирования образцов - в первую очередь повторялись произведения учителя, а потом и древние образцы. Поэтому можно представить себе, сколь большое количество копий одного и того же шедевра могло появиться на свет у трудолюбивых китайцев.
Когда Китай вступил на путь политики открытых дверей по отношению к западу, сначала было только почтительное гостеприимство и желание привлечь как можно больше инвесторов в отечественную экономику. Представлений об авторском праве традиционно в Китае не существовало, а копирование лучших образцов, как нам уже известно, всячески приветствовалось. Более того, в каменной пластике или бронзе, а также во многих других произведениях народного творчества не было традиции подписывать и помечать свои произведения. Все они считались воспроизведением классических канонов.
Потому по мере овладения технологиями и появления развитой инфраструктуры производства, китайцы стали подделывать-копировать западные образцы. Сначала подделывали только внешний контур, а потом и к внутреннему содержанию подобрались. И так, через плохие копии иностранных марок, а затем хорошие подделки, перешли и к производству собственных торговых марок. И это обычный путь традиционного китайского подхода к распространению технологий.
Стоит также отметить, что в течение нескольких столетий, и особенно в течение 19 и начале 20 века, отношения Китая с западом вряд ли можно назвать идеальными. И из страны развитой, владеющей собственных технологическим подходом, своими взглядами на пути развития экономики и её роль в жизни страны, Китай превратился в отсталую страну третьего мира. В результате возникло явление, которое можно назвать комплексом неполноценности в размерах целой страны. И только в результате реформ, начатых под руководством Дэн Сяо-пина, Китай опять вернул себе адекватную самооценку, сравнимую с древностью и богатством традиционной культуры.
В настоящее время страна находится в переходной стадии, когда жители осознали, что ничего магического в западных подходах к производству нет, и ментальность европейско-американского образа жизни стала понятной. Потому и подделка западной продукции для многих не просто экономический акт, но, можно сказать, и поступок, связанный с самоутверждением национального сознания.
А национальное самосознание в Китае является очень важной составляющей общественного процесса. Ведь все китайцы по определению патриоты своей страны, вне зависимости от места их географического проживания. Это связано с отношением к семье и могилам предков. Заложены эти устои в основе языковой системы. Потому и к производству контрафактной продукции нормальные китайцы негативно не относятся, и хотя правительство вынуждено делать усилия в этой области, чтобы удовлетворить требования мировой общественности, они всегда будут формальными.