РефератыГеографияТеТерриториальные, прилегающие, исключительные экономические/ Морские акватории в международном праве

Территориальные, прилегающие, исключительные экономические/ Морские акватории в международном праве

Территориальные, прилегающие, исключительные экономические. Морские акватории в международном праве


А.Л. Колодкина


КАК определяются размеры части моря, которая находится под юрисдикцией прибрежного государства? До XVIII в. практиковался способ, по которому граница морских владений государств ограничивалась линией горизонта, видного с берега. Позднее многие страны стали считать своими морскими владениями акваторию, до всех точек которой могло достать их самое дальнобойное береговое огнестрельное орудие. Чем более развитой была страна в производстве вооружений, тем больший участок моря она могла контролировать. Как правило, подвластная территория ограничивалась расстоянием полета пушечного ядра от берега — в среднем 3 морские мили (1 морская миля — 1852 м).


К концу XVIII — началу XIX в. США и некоторые страны Западной Европы объявили своим морское пространство, простирающееся именно на расстояние трех миль от берега. К концу XIX в. развитие технологий позволило увеличить дальнобойность артиллерии до 20 км и более. В это время в международном праве начало применяться понятие «прилежащие акватории». В 1776 г. Англия объявила часть моря, простирающуюся на расстояние до 12 миль от ее берегов, «таможенной зоной». В 1799 г. примеру Англии последовали США, в 1817 г. — Франция, а в 1909 г. — Россия.


До принятия Конвенции ООН по морскому праву разные страны по-разному пытались установить свою юрисдикцию над акваториями. Австралия, Германия, Катар, Великобритания и США придерживались расстояния в 3 морские мили; Алжир, Куба, Индия, Индонезия и СССР считали своими территориальными водами расстояние в 12 морских миль, а Камерун, Гамбия, Мадагаскар и Танзания — в 50 морских миль. Некоторые страны Латинской Америки, в частности, Чили, Эквадор, Перу и Никарагуа, объявили о своих притязаниях на морские акватории, прилегающие к их берегам до расстояния 200 морских миль. Впоследствии аналогичную норму установило африканское государство Сьерра-Леоне.


Особые права разные страны заявляли в одностороннем порядке и на отдельные, специально оговариваемые акватории. В 1916 г. Министерство иностранных дел России уведомило другие страны о том, что открытые острова в Северном Ледовитом океане, находящиеся на продолжении к северу сухопутной территории Сибири, принадлежат России. В 1926 г. было принято постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР «О землях и островах в Северном Ледовитом океане, принадлежащих Союзу Советских Социалистических Республик». В постановлении говорилось, что все земли и острова (открытые и могущие быть открытыми), находящиеся между 32°5' в.д. и 168°50' з.д. (позднее долготы были несколько уточнены) к северу от Сибири и других прилегающих районов, принадлежат СССР.



Ратификация Конвенции ООН по морскому праву странами мира


Темным выделены страны, ратифицировавшие Конвенцию (среди них Российская Федерация).


Наиболее светлая закраска соответствует странам, Конвенцию не ратифицировавшим (среди них США, не спешащие добровольно ограничивать свои «национальные интересы»).


«Промежуточно серые» — страны, Конвенцию вообще не подписавшие (Казахстан, Средняя Азия, Турция, Венесуэла, Перу)


На I конференции ООН по морскому праву, проходившей в Женеве в 1958 г., были приняты четыре важнейших конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря. Однако участниками этой конференции являлся довольно узкий круг государств.


В 1960 г. состоялась II конференция ООН по морскому праву. Однако решений принять она не смогла.


В 1973 г. была созвана III конференция ООН по морскому праву, проработавшая до 1982 г. Результатом ее деятельности стала Конвенция ООН по морскому праву. Конвенция была принята в Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. и вступила в силу в 1994 г. Россия ратифицировала ее в 1997 г.


Конвенция определила 12-мильную зону территориальных вод (территориальное море — ок. 22 км от берега). В этой зоне прибрежные страны имеют полную юрисдикцию. Суда и корабли (в том числе и военные) иностранных государств имеют право «мирного прохода» через эти территории. В пределах 12 морских миль прибрежные страны обладают правом собственности на все живые и неживые ресурсы океана.


Кроме территориальных вод, Конвенция также определила «прилежащие воды» — до 24 морских миль от берега; в этой зоне прибрежные государства проводят свою иммиграционную, санитарную, таможенную и экологическую политику.


Для государств, полностью состоящих из островов, таких как Филиппины, Индонезия, Мальдивы и Сейшелы, Конвенция предусматривает особый статус — «государство-архипелаг». Расстояние территориальных и прилежащих вод, а также исключительных экономических зон для таких стран отсчитывается от самой крайней точки самого крайнего острова. Указанный принцип распространяется лишь на острова, которые сами по себе являются суверенными государствами, а не являются частью какой-либо материковой страны.


Конвенцией закреплено понятие «исключительная экономическая зона». Каждое прибрежное государство имеет право претендовать на исключительную экономическую зону (200 морских миль от берега), в пределах которой оно имеет право исследовать, эксплуатировать живые и неживые ресурсы. В пределах своих исключительных экономических зон государства имеют право регулировать строительные работы, а также использовать существующую в океане инфраструктуру для экономических, научных и экологических целей. Тем не менее, прибрежные страны не обладают правом собственности над самой акваторией моря или ее ресурсами в пределах исключительной экономической зоны, но все государства мира имеют право на строительство там трубопроводов и прокладку кабельных трасс.


Картосхема исключительных экономических зон, на которые распространяются особые права прибрежных и островных стран


Первые 15 стран мира по площади акваторий


исключительных экономических зон (ИЭЗ),


включая территориальные воды (ТВ)















































r>



Страна

Площадь ИЭС и ТВ,


тыс. км2


США 11 351
Франция 11 035
Австралия 8 148
Россия 7 566
Канада 5 599*
Япония 4 479
Новая Зеландия 4 084
Великобритания 3 974
Бразилия 3 661
Чили 2 018
Португалия 1 727
Индия 1 642
Мадагаскар 1 225
Аргентина 1 159
Китай 877

* Почти половина этой площади приходится на обширные территориальные воды Канады. Исключительная экономическая зона Канады без территориальных вод составляет 2756 тыс. км2.


Особо оговариваются зоны континентального шельфа. Женевская конференция 1958 г. определила, что к шельфу относятся и подводные хребты, являющиеся продолжением континентальной суши. 76-я статья Конвенции 1982 г. указывает, что граница шельфа не может проходить дальше 350 миль (ок. 650 км) от границ внутреннего моря. В настоящее время вопрос о том, в какой мере дно Северного Ледовитого океана может рассматриваться как континентальный шельф, приобрел особое значение для России. Ученые получили политический заказ доказать, что хребет Ломоносова (идет от Новосибирских островов в сторону Северного полюса между 140° и 150° в.д.), а также поднятие Менделеева (идет от острова Врангеля к центру Северного Ледовитого океана) являются продолжениями российского континентального шельфа. Если этот тезис удастся обосновать на международном уровне, это существенно расширит права России в Северном Ледовитом океане в рамках Конвенции. Для правящего режима в стране это вопрос престижа, ведь ратифицировав Конвенцию в 1997 г. (при этом, как это принято, не особенно думая о национальных интересах), государство потеряло юридические основания контроля над гигантской частью арктического сектора (иными словами, отдало всем желающим то, что принадлежало нашему народу). Доказать теперь, что отданное — это наше, и тем самым восстановить некоторые права над утраченным — для правящего режима значит несколько реабилитироваться в общественном мнении. Подробнее о ситуации с арктическим сектором России см.: «География», № 1/2007, с. 5–7.


Современный период отличается жестким законодательством и жесткой практикой многих государств, охраняющих естественные богатства, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Еще более строго государства подходят к защите богатств в территориальном море. Примеры — действия норвежцев в отношении российских рыболовных судов, российских пограничников на Дальнем Востоке в отношении японцев. Защитить морские богатства России призваны федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» 1998 г., «Об исключительной экономической зоне» 1998 г., «О континентальном шельфе» 1995 г., «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. Они предусматривают арест судов любого флага за незаконный лов и иной промысел.


Открытое водное пространство относится к океаническим и морским территориям вне национальных юрисдикций. Все страны, включая те, которые не имеют собственного выхода к морю, имеют право навигации в открытых водах. Вместе с тем существуют некоторые правила в области защиты морской жизни и предотвращения загрязнения морской среды. Все гражданские и военные воздушные транспортные средства также имеют право свободного перелета через открытые водные пространства. Все страны мира имеют право заниматься рыболовством в открытых водах, но должны также придерживаться своих обязательств по международным соглашениям. Любая страна мира имеет право на строительство трубопроводов и кабельных трасс по дну океана, а также на проведение научно-исследовательской деятельности в открытых водах, если данная деятельность имеет мирные цели и не препятствует международной морской навигации.


Проведение научно-исследовательских работ на море является еще одной областью, регулируемой Конвенцией. Западные страны выступали за свободу проведения исследовательской деятельности с условием, что страны-исследователи будут обязаны уведомлять о цели своих исследований. Развивающиеся страны, напротив, выступали за такую систему, которая подразумевала бы получение формального разрешения у стран, в исключительных экономических зонах которых должны проводиться исследования. К недовольству большинства развитых стран, Конвенция фактически защитила позицию развивающихся стран: для проведения научно-исследовательской деятельности в исключительных экономических зонах государств необходимо получать официальные разрешения. Тем не менее после получения запроса о проведении исследовательской работы в ее акваториях страны не имеют права безосновательно откладывать свой ответ, а в случае отказа обязаны аргументировать его. Для получения разрешения любые исследовательские работы должны носить исключительно мирный характер.


Крайне болезненным оказался вопрос о добыче минеральных ресурсов с морского дна. Поиск ответа на простой вопрос: «Кто имеет право разработки морского дна с целью извлечения ресурсов?» — занял много времени. Одна группа государств (в основном, индустриально развитых) настаивала, что данной деятельностью имеют право заниматься те страны, которые имеют для этого необходимые технические и экономические средства. Другая группа (прежде всего, развивающиеся страны) призывала к созданию международного режима, который следил бы за тем, чтобы часть доходов, полученных от добычи ресурсов с морского дна, распределялась между наиболее нуждающимися странами. Согласно Конвенции, ресурсы, лежащие на дне открытого океана, являются достоянием всего человечества и ни одна страна не может претендовать на владение ими или какой-либо их частью. Страны Запада усмотрели в вышеуказанном принципе проявление идеологии социализма и не спешили присоединяться к соглашению. В 1990 г. генеральный секретарь ООН начал серию консультаций с заинтересованными странами относительно возможных изменений в конвенции, что, спустя четыре года, привело к подписанию соглашения, которое стало составной частью Конвенции по морскому праву. Индустриально развитые страны получили возможность блокировать принятие любого неугодного им решения, а корпорации, занимающиеся добычей минералов на морском дне, получили ряд финансовых послаблений.



Схема деления морской акватории на зоны, согласно Конвенции 1982 г.


(масштаб не соблюден):


1 — внутренние воды;


2 — территориальные воды (до 12 морских миль от берега);


3 — прилежащие воды (до 24 миль);


4 — исключительная экономическая зона (до 200 миль);


5 — континентальный шельф (не более 350 миль или не более 100 миль от отметки глубин в 2500 м);


6 — открытое море (открытое водное пространство).


В рамках Конвенции впервые в истории международного права создан механизм мирного разрешения споров между государствами по поводу морской деятель ности. Особое место среди предусматриваемых процедур занимает Международный трибунал ООН по морскому праву. Местопребыванием Трибунала является город Гамбург (Германия). Трибунал состоит из 21 члена, «избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права».


Список литературы


А.Л. КОЛОДКИНА. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года;


Международно-правовые вопросы освоения Арктики// Известия; Международное информационное агентство Washington ProFile;


Wikipedia

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название реферата: Территориальные, прилегающие, исключительные экономические/ Морские акватории в международном праве

Слов:1776
Символов:14559
Размер:28.44 Кб.