– это не только общее географическое, но и историческое пространство, в котором на протяжении нескольких столетий живут различные по своей культуре и вероисповеданию народы. Среди причин создания Северо-Кавказского федерального округа на первое место выступает проблема нестабильности внутриполитической ситуации на Северном Кавказе.
Северный Кавказ остается наиболее конфликтным регионом в России. Он пронизан линиями конфликтов между этносами, религиями, неформальными движениями. Все сегменты Северного Кавказа разнородны и противоречивы. Наиболее значимыми сферами общественной жизни являются межэтнические отношения. В качестве примера можно привести мнения людей, участвующих в социологическом опросе 2009 года населения краснодарского, ставропольского краев, КЧР и Дагестана. Согласно которым, каждый третий считает, что взаимодействие людей разных национальностей является источником неприятностей. Четверть респондентов указывают на существование у людей предубежденности против некоторых национальностей, при этом некоторые отмечали, что им некомфортно находиться в окружении чужого языка. Также большинство аналитиков отмечают отток русского населения из республик Кавказа, как негативную тенденцию. Т.к. это приводит к смещению традиционного межэтнического баланса в сторону титульной нации. Среди населения Северного Кавказа за русскими негласно закрепился статус пришлого населения, появившаяся возможность купли-продажи земли часто приводит к вытеснению из мест традиционного проживания русских. Вследствие этого были приняты программы возвращения русского населения, однако на деле русские стремятся покинуть кавказские республики.
Дагестан занимал и занимает важное стратегическое место на Кавказе, он находится на перекрестке культур, религий, цивилизаций. Дагестан в силу значимости своего географического расположения, запасов природных ресурсов и специфики внутреннего развития в составе Российской Федерации выдвигается на роль одного их центров притяжения региональных интересов мировых держав, все более оказывается в центре перегруппировки геополитических коалиций. В настоящее время в Дагестане действуют факторы, повышающие социальную напряженность и обостряющие без того сложные межнациональные отношения: отставание республики по основным показателям уровня жизни населения от большинства субъектов РФ, резкие различия в обеспеченности районов Дагестана объектами социальной и производственной инфраструктуры, большое количество земельных конфликтов между общинами, деятельность религиозно-политических экстремистских и террористических группировок, затянувшийся процесс реализации программы переселения лакцев Новолакского района и др. Говоря о перспективах национальной политики в РД, следует отметить, что в Дагестане принят Закон РД №17 от 17.03
Реализация предлагаемой программы объемом более 16 млн. руб. позволит устранить или минимизировать возможные негативные последствия в сфере межнациональных отношений, способствовать их гармонизации.
Вследствие всех этих действий в данный момент на государственном и региональном уровнях уже создано достаточно постоянно действующих межрегиональных структур, содействующих нравственному возрождению народов России благодаря религии. Также общество сталкивается с попытками использовать религию для достижения неправедных целей, но дело в том, что истинно верующие люди некогда не встанут на путь террора. В таких случаях религиозные организации должны сдерживать разрастание террора. Именно поэтому необходим конструктивный диалог между представителями православия и ислама для укрепления на Кавказе.
[1]
Зеркин О.П. «Основы конфликтологии». – Ростов – н/Д., 1998. С.38.
[2]
Большая Российская Энциклопедия. Москва, 2010. С. 164.
[3]
Иоаннисян А.Р. Присоединение Закавказья к России и международные отношения в начале XIX столетия. Ереван.1958. С.434. АКАК. Т.3.
[4]
Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1999. С. 150, 168.
[5]
Кавказская война: народно – освободительная борьба горцев Северного Кавказа в 20-60-х гг. XIXв. Махачкала, 2006. С. 486.
[6]
Истоия многовековых взаимоотношений и единения народов Дагестана с Россией. Махачкала, 2009. С. 161.
[7]
«Конфликты в современной России». М., 1999. С. 78.
[8]
Тишков В. А. «Очерки теории и политики этничности и России». М., 1997. С. 480.
[9]
Здравосмыслов А. Г. «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве». М., 1997. С. 6.
[10]
Гаджиев К. С. «Геополитика». М., 1997. С. 289.
[11]
Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX веке. Сб. статей. М., 1996. С. 52.
[12]
Беджанов М. Р. «Развитие межнациональных отношений на современном этапе (на материале республик Северного Кавказа). Майкоп, 1993, С.5.
[13]
Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. С.85.
[14]
Либицкий В.Н. Война и власть (Осетия –Ингушетия). М., 1995, С.20.