Ф.Н. Мильков
Дискуссия: существуют или нет в природе антропогенные ландшафты, можно говорить или нельзя об антропогенном ландшафтоведении как новом научном направлении? – злободневная в 70-е годы, к концу 80-х годов потеряла свой смысл из-за утвердительного ответа на первые вопросы. Понятие антропогенного ландшафта безоговорочно вошло в наиболее авторитетные географические словари, включая «Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины» [1], а антропогенное ландшафтоведение включено в учебные планы подготовки университетских физикогеографов. И поскольку учение об антропогенных ландшафтах стало достоянием не одного узкого круга специалистов, а достаточно широкой аудитории преподавателей и студентов высшей школы, первостепенное значение приобретает структура и содержание учебной дисциплины «Основы антропогенного ландшафтоведения» и вместе с этим – четкость и ясность употребляемых понятий и терминов.
Наш многолетний опыт чтения лекций по антропогенному ландшафтоведению студентам физико-географам Воронежского университета позволяет каркас программы учебной дисциплины «Основы антропогенного ландшафтоведения» видеть в следующем виде. 1) Введение. Взаимодействие человеческого общества и природы – прямые и обратные связи. Биосферный этап в развитии ландшафтной сферы Земли, место и значение в ее структуре антропогенных ландшафтов.
2) Из истории развития антропогенного ландшафтоведения. Зачатки антропогенного ландшафтоведения в 30-40-х годах. Современное состояние учения об антропогенных ландшафтах. Взаимосвязи антропогенного ландшафтоведения с традиционным ландшафтоведением – наукой о естественных ландшафтах.
3) Вопросы теории антропогенного ландшафтоведения. Определение антропогенного ландшафта. Стадии развития и устойчивость антропогенных ландшафтов. Принцип природно-антропогенной совместимости. Антропогенные парагенетические системы. Ландшафтно-техногенные и ландшафтно-инженерные системы.
4) Проблемы классификации антропогенных ландшафтов. Категории ландшафтов: естественные, антропогенные и естественноантропогенные. Деление антропогенных ландшафтов по функциональному признаку на классы. Классификация антропогенных ландшафтов по генезису, глубине воздействия антропогенного фактора, целенаправленности воздействия и др. (см. более подробно: 4, 6, 7).
5) Классы антропогенных ландшафтов: сельскохозяйственные, промышленные, дорожные, селитебные, водные, лесные, рекреационные, беллигеративные.
6) Зонально-провинциальные закономерности в географии антропогенных ландшафтов. Особенности структуры и фукционирования антропогенных ландшафтов в полярных, умеренных, субтропических и тропических поясах. Краткая характеристика антропогенных ландшафтов Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки Австралии.
7) Методы изучения: общегеографические и специфические. Методы историко-генетических рядов и естественных аналогов.
8) Историческое антропогенное ландшафтоведение. Историко-генетические ряды антропогенных микро- и макрокомплексов. Соотношение естественных и антропогенных географических зон.
9) Антропогенно-ландшафтный прогноз, его значение в решении острых эколого-географических проблем глобального, регионального и локального уровней.
С нашей точки зрения, к любой программе учебного курса следует подходить как к форме изложения предмета, изменение которой (сокращение или увеличение объема, перестановка разделов) не влияет и не должна влиять на содержательную часть читаемого курса. Образно выражаясь, программа – это меха, а сорт вина – дело преподавателя. Вот почему в предложенном варианте программы нет определения антропогенного ландшафта, хотя оно дано автором настоящей статьи около двух десятилетий назад [4]. Антропогенные ландшафты – комплексы, в которых на всей или большей площади коренному изменению под воздействием человека подверглись если не все, то хотя бы один из компонентов ландшафта, в том числе и растительность. Близкая трактовка антропогенного ландшафта принята в международном словаре «Охрана ландшафтов. Толковый словарь» [8] и в «Географическом энциклопедическом словаре. Понятия и термины» [1].
Попытки некоторых авторов подменить понятие антропогенного ландшафта «антропогенизированным», или «антропизированным» ландшафтом не нашло широкой поддержки. В ноосферный этап развития ландшафтной сферы все ландшафты Земли в той или иной степени антропогенизированны и в этом случае, как считает В.С. Жекулин [2], отпадает необходимость выделения антропогенного ландшафтоведения в самостоятельную дисциплину. В антропогенных же ландшафтах речь идет не о присутствии следов воздействия человека на комплекс, а о коренной перестройке комплекса, возникновении новой типовой структуры (инварианта) под влиянием человека. Более серьезного разбора заслуживает ошибочный подход к антропогенным ландшафтам как антропогенным модификациям природных ландшафтов. Это тем более необходимо сделать, что подобный – далеко не новый – взгляд на антропогенные ландшафты высказан А.М. Рябчиковым на станицах учебника для университетов с грифом Минвуза СССР «Физическая география материков и океанов» [9]. В теоретической главе к первой части учебника, посвященной материкам, неуместной по своему большому объему (с. 6-66) и общеземлеведческой направленности в страноведческом учебнике он пишет: «Измененные человеком или искусственно созданные им на природной основе ландшафты принято называть антропогенными модификациями, а их территориальные сочетания с естественными (тоже в общем в той или иной степени измененными человеком) называют современными ландшафтами» [9, с. 49]. Итак, антропогенный ландшафт, по А.М. Рябчикову, не новый комплекс, а лишь неглубокое изменение старого, т.к. согласно «Толковому словарю русского языка» модифицировать означает «внести (вносить) во что-нибудь видоизменения, не преобразуя внутренней сущности предмета» [11, с. 242]. Но пруд на месте сухой балки, карьерно-отвальные комплексы в черноземной степи, польдеры на морском побережье, возделанные поля на месте тайги – эти и многие другие ландшафтные комплексы разного таксономического ранга служат убедительной иллюстрацией коренной перестройки старой типовой структуры (инварианта) комплекса на новую.
Примечательно, что А.М. Рябчиков не везде придерживается принятой им терминологии и местами (с. 52-53, 63) антропогенные модификации именуются антропогенными 2 1 ландшафтами, а в табл. 7 (с. 50-51) приводится соотношение территориальных форм производственной деятельности с основными типами антропогенных ландшафтов. К числу последних отнесены, как это не удивительно, естественные луга и первичные леса.
Есть другой неправомерный взгляд на антропогенные ландшафты как на природно-антропогенные комплексы. Так Г.И. Марцинкевич с соавторами пишут по этому поводу: «Те антропогенные ландшафты, структура и качество которых предопределяется природными предпосылками, могут быть названы природно-антропогенными» [10, с. 67]. К числу природно-антропогенных ландшафтов они относят сельскохозяйственные, лесные, рекреационные. Неправомерность употребления термина природно-антропогенные ландшафты объясняется тем, что все без исключения антропогенные ландшафты являются природными комплексами, т.к. они развиваются по природным закономерностям. От других ландшафтов их отличает лишь генезис, почему они и именуются антропогенными, образуя один из многих генетических рядов ландшафтов [5].
Термин природно-антропогенный ландшафт в такой же мере бессодержателен, как если бы мы стали говорить о природно-вулканогенных, природно-климатогенных, природно-тектогенных и других генетических видах ландшафтных комплексов.
Отрицая правомерность употребления термина природно-антропогенный ландшафт, надо признать обоснованным другой термин естественно-антропогенный ландшафт. Под этим термином было предложено [7] подразумевать особую категорию сопутствующих антропогенных ландшафтов, имеющих свои естественные аналоги (овраги, оползни, пойменные луга, развеваемые пески и т
В структуре современных ландшафтов Земли главная роль принадлежит естественно-антропогенным и антропогенным комплексам. Естественные ландшафты на территории целых географических зoн и отдельных материков стали подлинными реликтами если не совсем девственной, то близкой к ней, природы. О характере девственных широколиственных лесов Европы сейчас можно только строить предположения, а остатки степных комплексов настолько редки, что даже в сильно измененном виде охраняются в заповедниках. Сейчас можно утверждать: естественная ландшафтная сфера 3емли как целостное образование в ноосферный этап своего развития превратилась в палеогеографическую основу для современных ландшафтов с преобладанием антропогенных и естественно-антропогенных комплексов.
Естественный ландшафт как палеогеографическая основа не является строгой ограничительной рамкой для вновь создаваемых антропогенных (культурных и акультурных) комплексов. Нельзя согласиться с утверждением А.А. Макуниной и П.Н. Рязанова [3, с. 81]: «Культурный ландшафт планируется в пределах естественного инварианта, т.е. с учетом возможностей зонально-провинциальных условий его развития и естественного функционирования». Культурные ландшафты сплошь и рядом планируются и затем успешно функционируют выходя далеко за рамки своих естественных предшественников, нередко составляя им полную противоположность (сады на террасированных горных склонах, посевы на засыпанных вскрышными породами балках, польдеры и мн. др.).
Переход ландшафтной сферы в новое состояние, соответствующее ноосферному этапу развития, не нашел отражения в учебной литературе высшей школы. По-прежнему продолжают освещаться со всей возможной (для географов) подробностью ныне исчезнувшие зональные типы ландшафтов широколиственных и хвойно-широколиственных лесов, лесостепной и степной зон, а о возникших на их месте агроландшафтах, селитебных и лесокультурных комплексах даются лишь формальные сведения, касающиеся их площади и распространения. Каковы специфические черты, к примеру, агроландшафта, его компонентов (почвы, микроклимат, растительность и фауна, в том числе богатый мир почвенных мик-Учение об антропогенных ландшафтах: вопросы теории, терминологии и преподавания в высшей школе 2 2 Г.Е. Гришанков роорганизмов), особенности его функционирования, – остается не известным не только студентам, но и большинству вузовских преподавателей. Не удостаиваются внимания физико-географов широко распространенные пастбищные ландшафты, с дигрессионной растительностью, уплотненными или, напротив, разбитыми почвами, необычным фаунистическим набором из грызунов и насекомых. Пожалуй, кроме сортов и распространения, ничего другого не сообщается студентам о плодовых садах и виноградниках, – этих оригинальнейших биогеоценозах и в почвенном, и в микроклиматическом, и в фаунистическом отношении. Такой же terra incognita предстают перед слушателями лесокультурные ландшафты, достаточно известные лесоводам, но оставшиеся неизученными физико-географами. А между тем в Западной Европе лесокультурные ландшафты давно уже полностью сменили естественные леса. Реликтами стали естественные леса в Средней полосе и на Юге Русской равнины. Во всех учебниках географов о прудах и водохранилищах говорится лишь об их количестве, площади, емкости, но не о том, в чем их сходство и в чем отличие от естественных водоемов – озер. Имеется большой материал по гидрологическому режиму водохранилищ, становлению в них устойчивых биоценозов, формированию микроклимата и морфологии побережий, – но все это остается пока за пределами учебной литературы.
Нуждается в пересмотре структура всех страноведческих физико-географических монографий, в том числе и учебников по физической географии материков. Заключительными главами любой из них должны стать: 1) история заселения и хозяйственного освоения территории, 2) антропогенные ландшафты. В главе по истории заселения и хозяйственного освоения территории следует дать анализ исторического процесса антропогенизации ландшафтов, для чего используются опубликованные литературные, архивные и археологические документы. Крайне желательно составление на их основе историко-генетических рядов в форме картосхем, отображающих через «срезы времени» эволюцию ландшафтов от естественных к современным.
Анализ истории заселения и освоения территории естественным образом подводит ко второй главе, характеризующей современные антропогенные ландшафты. Целесообразнее всего это сделать по классам ландшафтов (селитебные, сельскохозяйственные, промышленные и др.). Последовательность в описании классов и ее полнота определяются их удельным весом в региональной структуре ландшафтов. Исключение составляют селитебные ландшафты, всегда открывающие главу, т.к. их география в концентрированном виде отражает особенности всех других классов описываемого региона. Наибольшие сложности возникают при характеристике городских ландшафтов, но они же – и благодарный объект познаний путем синтеза природоведческих, исторических и социально-экономических материалов. В свете всего сказанного принципиальное значение приобретает вопрос о соотношении антропогенного ландшафтоведения с традиционным ландшафтоведением. Что это? – разные научные дисциплины или единое целое, и в таком случае есть ли вообще смысл обособления антропогенного ландшафтоведения в особую дисциплину? Ответ автору статьи представляется в таком виде: есть три научные дисциплины – общее ландшафтоведение, естественное ландшафтоведение, антропогенное ландшафтоведение.
Общее ландшафтоведение исследует главнейшие черты, наиболее важные особенности функционирования, размещения и пространственного размещения всех ландшафтных систем. Естественное ландшафтоведение изучает генезис, структуру и функционирование современных ландшафтов, в формировании которых антропогенный фактор не играет ведущей роли.
Антропогенное ландшафтоведение рассматривает структуру, функционирование и географию тех ландшафтов, типовая структура которых прямо или опосредованно обязана деятельности человека. Таким образом, естественное ландшафтоведение и антропогенное ландшафтоведение представляют самостоятельные разделы общего ландшафтоведения. Обособление антропогенного ландшафтоведения диктуется все нарастающим значением 2 3 антропогенных комплексов, развитием многих прикладных аспектов, далеких от традиционного (естественного) ландшафтоведения.
Список литературы
1. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М.: – Сов. энциклопедия, 1988. – 432 с.
2. Жекулин В.С. О междисциплинарных исследованиях и интеграционных тенденциях в географической науке./ В.С. Жекулин // Изв. ВГО. – 1984.– Т. 116, вып. 3. – С. 193-200.
3. Макунина А.А. Функционирование и оптимизация ландшафта / А.А. Макунина, П.Н. Рязанов. – M.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 94 с. 4. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты / Ф.Н. Мильков. – М.: Мысль, 1973. – 224 с.
5. Мильков Ф.Н. Генезис и генетические ряды ландшафтных комплексов / Ф.Н. Мильков // Землеведение. – 1977. – Т. 12. – С. 5-11. 6. Мильков Ф.Н. Сельскохозяйственные ландшафты, их специфика и классификация / Ф.Н. Мильков // Вопр. географии. – 1984. – Сб. 124. – С. 24-34.
7. Мильков Ф.Н. Естественно-антропогенные ландшафты как особая категория природных комплексов / Ф.Н. Мильков // Антропогенные ландшафты: структура, методы и прикладные аспекты их изучения. – Воронеж, 1988. – С. 4-13. 8. Охрана ландшафтов: Толковый словарь. – М.: Прогресс, 1982. – 272 с.
9. Рябчиков A.M. Основные черты развития геосферы и планетарная дифференциация ее ландшафтов. / А.М. Рябчиков // Физическая география материков и океанов. – М., 1988. – С. 6-66. 10. Структура природно-антропогенных ландшафтов Белоруссии / Г.И. Марцинкевич, Н.К. Клицунова, Г.Т. Хараничева и др. // Антропогенные ландшафты: структура, методы и прикладные аспекты изучения. – Воронеж, 1988. – С. 67-73. 11. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1938. – Т. 2. – 1040 с.