Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Американские военные трибуналы…………………………………….4
Глава 2. Юридические аспекты правосудия над международными террористами………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список источников литературы………………………………………………...12
Введение
Вот уже несколько десятков лет, как борьба с терроризмом является одной из серьезных и пока, к сожалению, неразрешенных проблем международного сообщества. После теракта, произошедшего 11 сентября 2001 года в американском городе Нью-Йорке, когда погибли 2752 человека началася новый виток в борьбе с терроризмом.[1]
В теракте подозревалось много лиц (в т.ч. и американские властные структуры и антиглобалисты). Окончательное обвинение упало на Аль-Каиду и ее руководителя Усаму бен Ладена.
29 октября 2004 года арабский телеканал Аль-Джазира показал выступление Усамы Бен Ладена, в котором он взял на себя ответственность за покушения 11 сентября 2001 года и пригрозил их повторением. Он подтвердил, что теракт в США был борьбой за свободу. Теракт стал непосредственной причиной "войны с терроризмом", первым этапом ее стали постоянные атаки на управляемый талибами Афганистан, где вероятно находился Усама Бен Ладен и усовершенствования системы безопасности (в частности в аэропортах) и внедрения в многих странах антитерорестичних мероприятий, которые в отдельных случаях ограничивают гражданские права.
В декабре 2001
Буш-младший инициировал создание Военных комиссий
, как органов для рассмотрения дел военных заключенных. Предполагалось, что количество пленников, взятых в Афганистане, будет настолько велико, что понадобятся суды с быстрым упрощенным рассмотрением дел террористов.
Суды, могли провести заседание тайно, в любое время, и могли отказать защите в предоставлении свидетельств.
Глава 1. Американские военные трибуналы
Начиная с 21 марта 2002 года
, для проведения суда над подозреваемыми в терроризме администрация Буша создала специальные военные трибуналы
. Коллегия судей трибунала состояла из 7 человек, для признания вины подсудимого требовалось две трети голосов. Для вынесения смертного приговора было достаточно единогласного решения коллегии военных судей. Однако правозащитники сразу же забили тревогу: по их мнению, такой порядок стал серьезным нарушением прав заключенных. Сначала они действовали тайно и лишь позже их деятельность была обнародована официально.
Президентом Джорджем Бушем-младшим было выдвинуто предложение по законодательному закреплению деятельности трибуналов. В июне 2006 года Верховный суд США заблокировал инициативы американского лидера, посчитав их противоречащими национальному и международному законодательству. Эту точку зрения нельзя назвать безосновательной. Например, в соответствии с предложенным законодательством обвиняемые в терроризме не имеют права жаловаться на условия содержания в заключении или опротестовать факт своего задержания.
Но, вскоре в сентябре того же года
Сенат США одобрил спорный законопроект
о военных комиссиях
«
Military Commissions Act»,
который определяет порядок допросов и проведения суда над иностранцами, подозреваемыми в терроризме. Принятие документа, на котором настаивал глава Белого дома Джордж Буш, стало самой громкой политической победой президента на то время.[2]
Палата представителей американского конгресса проголосовала практически за такой же вариант законопроекта, который был одобрен сенатом. Инициативу поддержали 65 сенаторов, 34 выступили против. Таким образом, Буш получил возможность подписать законопроект уже в ближайшие дни. "Наши военные рискуют своими жизнями ради борьбы с терроризмом. А этот документ поможет им не только победить врагов сегодня, но и противостоять угрозам завтра", - заявил глава США накануне голосования.
Сенат не одобрил целый ряд смягчающих поправок, которые были предложены как демократами, так и республиканцами из палаты представителей. Наибольшую полемику вызвала инициатива представителя правящей партии Арлена Спектера. Депутат хотел оставить за подозреваемыми в терроризме право обжаловать свой арест в том случае, если им в течение долгого времени не было предъявлено обвинение. Для принятия этой поправки не хватило двух голосов.
Помимо военных трибуналов, своим решением сенат США узаконил так называемые "жесткие методы дознания". И хотя пытки заключенных по-прежнему запрещены, следователи получили некоторые поблажки. Они могут использовать при допросе тактики, которые практически граничат с пытками, например, длительное лишение сна.
На основании постановления Суда 24 сентября 2007
по пересмотру решений военных комиссий (трибунала, учреждённого Министром обороны США в июне 2007 года) Пентагон заявил о намерении возобновить работу военных комиссий.
Многие политики и мировые организации считают, что США следует отменить военные комиссии, поскольку подобные трибуналы не только не обеспечивают правосудие, но даже не создают видимость справедливости. Военные комиссии лишены независимости и, ко всему прочему, принимают к рассмотрению доказательства, полученные под принуждением.
С формированием террористических трибуналов также тесно связана американская военная база на территории Кубы – Гуантанамо
.
База Гуантанамо была основана в 1898 году, когда Куба попала под контроль США во время испано-американской войны. В 1959 году правительство США подписало с Кубой договор, согласно которому база Гуантанамо перешла в аренду американским властям. Однако случилось это до прихода Фиделя Кастро к власти, и теперь он считает договор незаконным. Поскольку Кастро отказывается обналичивать чеки, присылаемые США каждый год согласно договору, то пленные «кубинско-американского» лагеря до сих пор не имеют официального юридического статуса и не попадают ни под какие законы.[3]
В январе 2002 года туда начали доставлять пленных, взятых в Афганистане, в ходе военных действий. За четыре последующих года сквозь Гуантанамо прошли восемьсот заключенных из Ближнего Востока, Африки и Европы, подозреваемых в терроризме. Приблизительно двести семьдесят из них были освобождены. Остальные же граждане Афганистана, Пакистана, Саудовской Аравии и Йемена продолжают находиться там. В настоящий момент в Гуантанамо содержатся около двухсот семидесяти человек.
В конце 2005 г
. Конгресс принял закон, запрещающий узникам Гуантанамо
из числа иностранцев и лиц без гражданства впредь обжаловать в судебном порядке
содержание под стражей и режим обращения. В сентябре 2006 г. Конгресс расширил эту норму и придал ей обратную силу, распространив ее действие на дела, находящиеся на стадии рассмотрения, и на всех неграждан, содержащихся американскими властями под стражей в любой точке мира.
Термин «компетентный» трибунал в Законе о военных комиссиях США конкретно не определен. Его определение находится в Армейском Полевом Руководстве, где сказано, что целью его работы является определение статуса военнопленного и что он состоит не меньше, чем из трех офицеров. Этот термин также употребляется в Женевской Конвенции. Однако, американская трактовка работы трибуналов противоречит этому документу.[4]
Согласно тексту законопроекта на рассмотрение дел террористов уполномочиваются вооруженные силы США.[5]
Целью создания Военных Комиссия является рассмотрение дел иностранных граждан, незаконных вражеских комбатантов, нарушивших военные законы или совершивших иные преступления.
Процедуры рассмотрения дел проводятся общим трибуналом. И члены трибунала
и военный судья (в общем количестве три человека, вместо предыдущих семи) - представители вооруженных сил
. Военная Комиссия рассматривается Актом, как регулярный суд, представляющий все гарантии прав человека.
Принципы работы военных трибуналов разрабатывались американскими властями специально для лидеров «Талибана» и «Аль-Кайды». Официально Пентагон называет их "комиссиями". По правилам процессы эти открытые, в которых применяется принцип презумпции неви
В юрисдикцию Комиссий входят рассмотрение всех террористических инцидентов, произошедших до и после 11 сентября 2001 года.
Статус вражеского комбатанта военнопленным присуждает Трибунала по пересмотру статуса комбатантов
(CSRT-Combatant Status Review Tribunals). Трибунала по пересмотру статуса комбатантов, исполнительный орган, созданный администрацией США спустя два с половиной года после помещения первых задержанных в Гуантанамо. Трибунал по пересмотру статуса комбатантов призван определить, были ли узники «задержаны должным образом» в качестве «лиц, сражавшихся на стороне противника». В соответствии с регламентом трибунала, при вынесении решения коллегия в составе трёх военных чинов принимает к рассмотрению любую информацию, в том числе сведения, полученные под пытками или в результате других видов жестокого обращения.
Суд военнопленных
очень отличается от гражданского суда в США. Он является ускоренным
. На рассмотрение дела четырех заключенных отводится лишь день. Именно поэтому афганские воины-талибы и другие лица, подозреваемые в терроризме, вывезены за пределы США, в Гуантанамо, где на них не распространяется американское гражданское законодательство.
Суды в рамках Закона о военных комиссиях 2006 года приостановили свою работу в начале июня после того, как двое военных судей сняли обвинения с Омара Ахмеда Хадра (гражданина Канады) и Салима Ахмеда Хамдана (гражданина Йемена), на основании того, что военные комиссии не обладают юрисдикцией в отношении этих лиц. Задержанные Хадр и Хамдан входят в число 300 иностранных граждан, удерживаемых на военно-морской базе США в Гуантанамо в связи с тем, что Трибуналы по пересмотру статуса комбатантов (административная инстанция, учреждённая Пентагоном) признали их «участниками боевых действий на стороне неприятеля». Вопрос юрисдикции возник в связи с тем, что, согласно Закону о военных комиссиях, трибуналы военных комиссий рассматривают дела только иностранных граждан, признанных «незаконными участниками боевых действий на стороне неприятеля».
Глава 2. Юридические аспекты правосудия над международными террористами
Пожалуй, самым проблемным аспектом
утвержденных Конгрессом военных комиссий
является их широкая юрисдикция
, позволяющая рассматривать дела любых неграждан
, в том числе длительное время проживавших в США, подпадающих под определение "незаконного вражеского комбатанта", которое намного шире принятого в международном гуманитарном праве. Поскольку это определение включает в себя любого, кто оказывал военным действиям против США "сознательную и материальную поддержку", "комбатантом" - теоретически - может быть признано любое гражданское лицо, как в случае с переводом денег запрещенной организации. Соответственно, такой человек может быть арестован военными властями и предан суду военной комиссии.
Главная проблема американского судопроизводства
- как судить неграждан США, считать их преступниками или военнопленными, как добиться их выдачи. Еще в 2002 и 2003 годах дела терриростов рассматривали гражданские судьи.
Но, как сказано выше, позже было принято решение судить пойманных членов "Аль-Каиды" военными трибуналами за пределами территории США - например, на военной базе в Гуантанамо. Отказываясь называть их "военнопленными", американские чиновники изобрели термин "вражеские боевики", который вызывает критику со стороны правозащитных организаций, подчеркивающих необычный статус и неопределенные сроки заключения.
К военным трибуналам Соединенные Штаты обратились потому, что слушания должны проходить при соблюдении чрезвычайных мер безопасности. Предполагается, что в некоторых случаях не будут разглашаться даже имена судей. Скорее всего, судебные процессы пройдут при закрытых дверях, так как там будет обсуждаться секретная информация.
Последний раз правительство США назначало военные трибуналы или "комиссии", как называет их правительство, после Второй мировой войны, когда нужно было судить сотни японских и немецких чиновников. Обычно все специальные заседания оканчивались осуждением обвиняемых.
Пятого июня 2008 года
на американской военной базе Гуантанамо начался суд над организаторами терактов 11 сентября 2001 года. Дело также ведет военный трибунал.[6]
Халида Шейха Мохаммеда
и четверых его подельников обвиняют в подготовке атак на башни-близнецы, а также в связях с террористической организацией Аль-Каида. Халида Шейха Мохаммеда арестовали в августе 2003 года в Пакистане. Место его содержания было засекречено до сентября 2006-го, когда его вместе с еще четырьмя подозреваемыми перевели в американскую военную тюрьму Гуантанамо на Кубе. Всех пятерых обвиняют по 169 пунктам, главные из которых – подготовка терактов 11 сентября в США и связи с международной террористической организацией Аль-Каида. В случае, если вина будет доказана, им грозит смертная казнь.
Заключение
С одной стороны ускоренные рассмотрение дел террористов свидетель-
ствует о жесткой позиции американской администрации, что действительно может способствовать эффективной борьбе с терроризмом
. С другой стороны Закон о военных комиссиях игнорирует многие нормы международного права.
Так он лишил американские суды юрисдикции рассматривать прошения habeas corpus
(прошения о личном присутствии в суде), поданные «лицами, сражавшимися на стороне противника», которых США удерживают под стражей.[7]
Habeas corpus – одна из основополагающих процедур, гарантируемых в рамках международного права, согласно которой задержанные имеют право оспорить правомочность задержания и условия содержания под стражей в независимом и беспристрастном суде
. Кроме того, данная процедура усиливает подотчётность государства, гарантируя независимую судебную проверку злоупотреблений со стороны исполнительной или законодательной власти.
В условиях отстранения американских судов от возможности осуществлять независимую проверку действий исполнительной власти, последние шесть лет отмечены бесчисленными нарушениями прав человека, начиная с тайных перебросок задержанных между странами, произвольных задержаний, жестокого обращения и заканчивая пытками и насильственными исчезновениями, которые относятся к разряду международных преступлений.
Список источников литературы
1. Журавель В.П. Хронограф терроризма и антитеррора. – М.: МакБланш, 2007. 236 с.
2. Юрьева Дарья. Закон для террористов//"Российская газета" - Федеральный выпуск №4185 от 30 сентября 2006 г.
3. Ken Gude. After Guantanamo. A Special Tribunal for International Terrorist Suspects//Center for American Progress, April 2006.
4. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. Международные акты о правах человека. - М.: Норма-Инфра, 2000.- 784 с.
5. Military Commissions Act of 2006/ Public Law 109-366—oct. 17, 2006
6. Начинается суд на организаторами терактов 11 сентября//Взгляд. 05.06.08.
7. Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч, 2007.
[1]
Журавель В.П. Хронограф терроризма и антитеррора. – М.: МакБланш, 2007. 236 с.
[2]
Юрьева Дарья. Закон для террористов//"Российская газета" - Федеральный выпуск №4185 от 30 сентября 2006 г.
[3]
Ken Gude. After Guantanamo. A Special Tribunal for International Terrorist Suspects//Center for American Progress, April 2006.
[4]
В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. Международные акты о правах человека. .- М.: Норма-Инфра, 2000.- 784 с.
[5]
Military Commissions Act of 2006/ Public Law 109-366—oct. 17, 2006.
[6]
Начинается суд на организаторами терактов 11 сентября//Взгляд. 05.06.08.
[7]
Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч, 2007.