УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ЗАКОН
План
Введение
1. Законы, регулирующие уголовный процесс в России
2. Структура действующего УПК РФ
3. Действие УПК РФ во времени и пространстве
4. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц
Примечания
Введение
Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под "законом" следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).
Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:
а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.
Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, известный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.
Современный исследователь этой проблемы проф. B. C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. "Нормы действующего законодательства ("позитивного права"), - пишет он, - являются собственно правовыми (по своей сути и понятию) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов". В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания.
Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства - выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.
При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют "естественным правом", на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B. C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:
1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право - единство этой формы и содержания (правил поведения).
2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: "Все современные системы права одеты в мундир законодательства".
3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - "неправовым законом". (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества)
Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: "какое-то" содержание у нее все равно есть), но не может быть содержания вне какой-либо формы. Например, можно имитировать из бумаги форму стула, которая внешне будет очень на него похожа. Однако с точки зрения самого предназначения, функций стула, эта конструкция будет абсолютно бессодержательна: стулом она является лишь по форме. С другой стороны, не удастся использовать в качестве стула то, что вообще не имеет никакой формы.
1. Законы, регулирующие уголовный процесс в России
Ст.1 УПК РФ содержит указание на то, что порядок уголовного судопроизводства на территории РФ определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ, основанным на Конституции РФ.
Таким образом, основой уголовно-процессуального кодекса является, в первую очередь, Конституция, кроме того, законодатель в ч.3 этой статьи указал на то, что составляющей частью уголовно - процессуального законодательства являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В случае наличия противоречий между Кодексом и международным договором применяется международный договор.
Важнейшим органом, осуществляющим контроль за соответствием Уголовно-процессуального кодекса Конституции РФ является Конституционный суд РФ, который, осуществляя данную функцию, принимает свои решения (постановления), руководствуясь Конституцией РФ. По представлению государственных органов, круг которых строго ограничен законом об этом суде, а в некоторых случаях по жалобе гражданина, Конституционный суд РФ вправе признать какой-либо закон полностью или частично противоречащим Конституции РФ. В таком случае данный закон полностью либо частично не подлежит применению вплоть до приведения его в соответствие с требованиями Конституции РФ.
При вынесении приговора, а также принятии иных решений, в уголовном судопроизводстве часто применяются разъяснения Пленума Верховного суда РФ по вопросам судебной практики (ст.126 Конституции РФ).
В соответствии со ст.56 Закона о судоустройстве РСФСР (в ред. Законов РФ от 29.05.92 N 2869-1, от 03.07.92 N 3200-1, от 16.07.93 N 5451-1, Федеральных законов от 28.11.94 N 50-ФЗ, от 4.01.99 N 3-ФЗ, от 02.01.2000 N 37-ФЗ), Верховный суд РФ "изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение".
В настоящее время, в связи с принятием последнего уголовного кодекса и появившимися в связи с применением его норм вопросами, Пленуму Верховного суда РФ приходится достаточно активно применять свои полномочия, давая разъяснения по применению норм УПК.
2. Структура действующего УПК РФ
Структура действующего в настоящее время УПК построена на основе поэтапности производства по уголовным делам, т.е. внимание вновь уделяется в первую очередь системе стадий уголовного судопроизводства.
В УПК содержится 5 частей, 17 разделов, 55 глав, 475 статей.
По частям:
1. Общие положения, где содержатся нормы, определяющие понятие самого уголовно-процессуального законодательства и пределы его действия; принципы уголовного судопроизводства; нормы, регулирующие осуществление государственными органами уголовного преследования; устанавливающие основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования; перечислены участники уголовного процесса и очерчен круг полномочий каждого из них, в первую очередь суда, стороны обвинения и стороны защиты; также перечислены обстоятельства, исключающие участие в уголовном процессе кого-то из его участников; нормы, содержащие понятие доказательств, обстоятельств, подлежащих доказыванию и регламентирующих процесс самого доказывания; перечислены меры процессуального принуждения и изложены условия их применения; порядок заявления ходатайств и порядок их рассмотрения субъектами уголовного судопроизводства; процессуальные сроки и процессуальные издержки; а также основания и порядок реабилитации.
2. Досудебное производство, т.е. часть, содержащая нормы, регулирующие порядок стадий возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, с момента возбуждения уголовного дела, вплоть до его направления с обвинительным заключением или с обвинительным актом (выносится дознавателем) в суд для его дальнейшего рассмотрения по существу, либо до прекращения производства по уголовному делу.
3. Судебное производство. Данная часть содержит нормы, регулирующие порядок подготовки к судебному заседанию, н
4. Особый порядок уголовного судопроизводства. В этой части содержатся нормы, регулирующие производство по отдельным категориям дел и в отношении отдельных категорий лиц.
5. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Это завершающая часть уголовно-процессуального кодекса, нормы которой регулируют порядок взаимодействия субъектов Российского уголовного процесса с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
По разделам Уголовно-процессуальный кодекс делится следующим образом:
1) общие положения;
2) участники уголовного судопроизводства;
3) доказательства и доказывание;
4) меры процессуального принуждения;
5) ходатайства и жалобы;
6) иные положения;
7) возбуждение уголовного дела;
8) предварительное расследование;
9) производство в суде первой инстанции;
10) особый порядок судебного разбирательства;
11) особенности производства у мирового судьи;
12) особенности производства в суде с участием присяжных заседателей;
13) производство в суде второй инстанции;
14) исполнение приговора;
15) пересмотр, вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда;
16) особенности производства по отдельным категориям дел;
17) порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
Большая часть статей - 419 - содержится в 3 частях и 15 разделах. В них описаны общие положения и конкретные стадии.53 статьи составляют содержание четвертой части и 16-го раздела. В них включены предписания, регламентирующие производство с учетом специфики конкретных категорий уголовных дел. И, наконец, УПК РФ в пятой части и 17-м разделе в двадцати статьях содержит предписания о порядке взаимодействия российских субъектов с иностранными должностными лицами и организациями в сфере уголовного судопроизводства.
3. Действие УПК РФ во времени и пространстве
Действие уголовно-процессуального закона во времени определяется правилом, которое в ст.4 УПК РФ изложено следующим образом: "При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время проведения соответствующего следственного, судебного, иного процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом". Действующим такой закон, как и любой другой, считается с момента, указанного в самом законе, а если этого не сделано - то по истечении 10 дней после публикации его в официальном издании. Здесь необходимо отметить, что процессуальный закон, в отличие от материально-правового, обратной силы не имеет. Если процессуальное действие выполнено в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса на момент проведения данного действия, его результаты будут иметь доказательственную силу независимо от того, каким образом изменятся в последующем указанные требования.
Территориальные пределы действия уголовно - процессуального законодательства сформулированы в ст.2 УПК РФ. В соответствии с ч.1 указанной статьи "производство по уголовному делу на территории РФ независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором РФ не установлено иное". Кроме того, в ч.2 этой же статьи имеется специальное упоминание о том, что "правила настоящего кодекса, применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся вне пределов Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если названное судно приписано к порту Российской Федерации". Таким образом, законодателем, во избежание неправильного толкования, отдельно выделено в статье второй то, что суда Российской Федерации за пределами территории государства российского, как водные, так и воздушные, являются территорией нашего государства с вытекающими из этого положения всеми последствиями, в том числе и применением законов.
При этом надо иметь в виду, что понятие "территория Российской Федерации" четко раскрывается в ч.1 и 2 ст.67 Конституции РФ:
"1. Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе1 и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права".
Вместе с тем, из общего правила, в соответствии с которым уголовно-процессуальный закон Российской Федерации действует на ее территории, могут быть установлены и изъятия. Обычно они предусматриваются международными соглашениями, например, для случаев, когда речь идет о необходимости выполнения процессуальных действий в связи с совершением преступлений на иностранных торговых судах во время их нахождения в российских портах, а также для случаев, касающихся преступлений, совершаемых военнослужащими и некоторыми другими лицами на территории других государств.
4. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц
Вопрос о пределах действия уголовно-процессуального закона (схема 4) в отношении конкретных категорий лиц в общих чертах решен несложно: российские органы, ведущие производство по уголовным делам, вправе осуществлять процессуальные действия в отношении всех, кто находится на территории Российской Федерации.
Однако из этого общего правила сделаны и некоторые исключения:
в отношении лиц, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности. В соответствии с ч.2 ст.3 УПК РФ процессуальные действия, касающиеся таких лиц, производятся лишь по их просьбе или с их согласия, которое должно испрашиваться через Министерство иностранных дел РФ. Круг лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, определяется с учетом Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории РФ, а также ряда международных соглашений;
в отношении российских граждан, о которых имеются специальные оговорки в действующем законодательстве. Данные нормы содержатся в главе 52 Уголовно-процессуального кодекса, которая называется "Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц". В этой главе, в статье 447, перечислены категории лиц, в отношении которых уголовно-процессуальное законодательство России предусматривает особый порядок возбуждения уголовного дела (ст.448 УПК), задержания (ст.449 УПК), избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий (ст.450 УПК) и т.д.
К указанным категориям относятся следующие лица:
1) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжные или арбитражные заседателя в период осуществления ими правосудия;
3) Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;
4) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
5) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации;
6) прокурор;
7) следователь;
8) адвокат;
9) член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
В ст.447 УПК РФ также указано, что порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, перечисленных в этой статье, является общим, т.е. тот, который установлен для всех граждан, однако, с изъятиями, предусмотренными главой 52 УПК РФ.
Примечания
Обратная сила закона - распространение действия закона на случаи, имевшие место до его вступления в силу. См. Барихин А.Б. БОЛЬШОЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. - М.: Книжный мир, 2004. - С.377.
Континентальный шельф - прилегающий к территориальным водам район морского дна, включая его недра, определенной ширины, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права. Внешняя граница континентального шельфа проходит по внешней границе подводной окраины континентального материка или на расстоянии 200 морских миль от берега, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. См. Краткий юридический словарь / М.Е. Волосов, В.Н. Додонов, В.Е. Крутских, В.П. Панов. - М.: ИНФРА-М., 2003. - С.117.
Исключительная экономическая зона - 200-мильная полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. См. Барихин А.Б. БОЛЬШОЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. - М.: Книжный мир, 2004. - С.218.