, т.е. восприятие действительности и ее объяснение. Выделяют два принципиально различающихся вида человеческого познания: чувственное (перцептивное) и рациональное. Источником чувственного познания являются органы чувств: зрение, слух, осязание. Рациональное основано на абстрактно-понятийном мышлении – человеческом разуме.
Чувственное познание – исходный пункт отражения действительности. Начальная форма познания, сформированного на чувственном отражении, объектом которого выступает эмпирический мир вещей. [1]
В философии выделяют три основные формы чувственного познания:
Восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиболее важные восприятия:
предметность (отнесенность к объектам внешнего мира), целостность и структурность (абстрагированное от отдельных ощущений обобщенная структура – например не отдельные слова, а стихотворение).
Предметность эмоций является центральной для отношения эмоций к процессам познания.
Согласно Вилюнасу В.К. именно познавательный образ служит основой для развития и формирования эмоций, связанных с этим событием. [2]
Представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Здесь уже не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом. Психическое явление впервые функционирует как самостоятельный феномен.
Но человек часто обманывается, основываясь только на чувствах, это подтверждается жизненным опытом. Вспомним о несхожести мнений у разных людей, основанных на слуховых, зрительных и вкусовых ощущениях.
Ещё более сложно познание общества и человека, основанное на чувственных данных. Невозможно отобразить такие социальные феномены, как власть, идеал, совесть, стоимость товара и т.д.
При познании, основанном лишь на эмоциональных данных, возникнут трудности. Человек обладает разумом, на котором основано рациональное познание. Разум – это форма теоретического осознания познавательной деятельности. Он задает нормы, правила, определяет цель познания, истолковывает, оценивает, пытается понять. Разум задает основные регулятивы познавательной деятельности, её высшие силы. [3]
Разум – это орудие получения объективного и рационального знания, это способ, каким человек устанавливает обратную связь между собой и миром; способ контроля и сохранения жизни, особенно психической и сознательной.
Разум – это форма проявления жизненной силы – знание через действие разума, т.е. через познание. [ 4]
Рациональное познание сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей.
Рациональное подразделяется на 5 форм. Понятие – мысленное образование, в котором обобщаются предметы по определенной совокупности признаков. Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается либо отрицается.
Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.
Гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение факту. Подтвержденная опытом гипотеза трансформируется в теорию.
Теория - высшая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях.
Мы видим, что знания, полученные посредством эмоций, содержат образы и представления, являющиеся начальным уровнем познавательного процесса. Разум, в свою очередь, участвует в формировании этих образов и представлений.[5] Ясно, что конечный результат (истина) достижим только при глубоком взаимодействии сенситивной и рациональной познавательной способности. Но какая из них является основополагающей и достоверной?
Варианты ответа на этот вопрос привели к оформлению в философии двух конкурирующих направлений — сенсуализма (эмпиризма) и рационализма. Сенсуалисты (Д. Локк, Т. Гоббс, Д. Беркли) надеялись обнаружить фундаментальную основу познания в чувственном опыте. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) пытались приписать ту же роль абстрактно логическому мышлению. Аргументы сторон примерно таковы.
Сенсуализм утверждает:
· Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан. Без чувственного опыта (ощущений, восприятий) он глух и слеп.
• Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию.
• Роль мышления заключается лишь в обработке (анализе, обобщении) чувственного материала, следовательно, разум вторичен, несамостоятелен.
• В познании встречаются ошибки. Однако ощущения сами по себе обманывать не могут. Даже если мы видим мираж в пустыне — ошибаются не органы зрения (они лишь добросовестно фиксируют дошедший до них реальный луч света, отраженный от реального объекта, но много раз преломленный в слоях воздуха с разной плотностью), а интерпретирующий содержание ощущений разум. Значит, все наши заблуждения коренятся именно в нем.
• Управление предметной деятельностью человека корректируется только с помощью органов чувств.
• Установление истинности знания, т.е. его соответствия реальности, требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью и, следовательно, не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.
У рационализма, однако, свои резоны.
• Только разум способен обобщать получаемую органами чувств
• Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают; чувственные впечатления отличаются хаотическим многообразием, они часто не согласуются между собой и даже противоречивы. Только разум способен внести в этот хаос порядок, найти в разнообразии восприятий общие основания и системное единство.
• Чувства нас нередко обманывают: нам кажется, что Солнце движется вокруг Земли, хотя разумом мы понимаем, что все обстоит с точностью до наоборот.
• Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он и только он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, которые в принципе недоступны нашим органам чувств (элементарные частицы, гены, скорость света и пр.).
• Только разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы (средства труда, транспорта, связи и т.п.), которые, будучи материализованными, составляют основу человеческой жизнедеятельности.
• Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом, устанавливаемых интеллектуальной интуицией.
Как видим, аргументы обеих сторон достаточно весомы. У каждой из них есть, что называется, «своя правда». Однако при такой постановке вопроса — либо чувства, либо разум — исходная проблема абсолютно достоверной основы познания выглядит совершенно неразрешимой. Поэтому не могли не появиться концепции, объявившие апологию или чувств, или разума односторонним подходом к проблеме. В частности, И. Кант посчитал процесс познания «синтезом чувственности и рассудка». Марксистская философия чуть позже увидела во взаимосвязи чувств и разума диалектическое единство противоположностей. Возникающее противоречие между чувственной и рациональной ступенями познания разрешается их синтезом в акте предметно-практической деятельности человека. Концепция неразрывной взаимосвязи чувственно-рациональных форм освоения действительности с предметной деятельностью человека стала безусловным достижением марксистской гносеологии.
Чувственные и рациональные формы познания нельзя рассматривать как последовательные этапы (ступени) познавательного процесса. Такое утверждение опирается на два основания.
Одно из них заключается в том, что у развитого человека нет чистого, беспредпосылочного «живого созерцания», в котором якобы вещи воспринимаются такими, какие они есть «на самом деле». «чистого» созерцания у человека не получается. Оно безнадежно «испорчено» социальностью, т.е. выработанными в детстве установками, что и как надо видеть, а также понятиями, ценностями, эмоциями и прочими «смыслами», освободиться от которых человек не сможет, даже если сильно захочет.
Следующее основание отказа от рассмотрения чувств и разума как ступеней познания состоит в том, что абстрактные понятия редко возникают путем индуктивного обобщения свойств предметов, зафиксированных ощущениями. Наоборот, ощущения как бы «отбирают» из бесконечного разнообразия предстающих перед ними свойств предметов природы только те, которые как бы намечены заранее составленным планом. То есть понятийные схемы рассечения, и обобщения реальности уже встроены в формы чувственного познания. Таким образом, человеческое познание оказывается изначально структурированным.
Есть подозрение, что структуры эти даны человеку от рождения. Как считает выдающийся австрийский биолог и философ Конрад Лоренц (1903-1989):
мы не учимся думать, мы выучиваем, вместе со словарем, символы вещей и отношений между ними, укладывая выученное в ранее сформировавшуюся несущую конструкцию, без которой мы не могли бы думать, попросту не были бы людьми.
Идея изначальной структурированности познания активно отстаивалась, как вы помните, И. Кантом (в учении об априорных категориях рассудка), Г. Гегелем (в учении об абсолютной идее как объективном развертывании логической сущности мирового духа) и др.
С появлением в XX в. общей теории систем стал возможен принципиально иной взгляд на соотношение чувственной и рациональной составляющих процесса познания. Мышление — это системное свойство, само возникновение которого радикально меняет все функции элементов системы (восприятия, деятельности и пр.), бывших ранее функционально самостоятельными.
Познание единый синтетический процесс, все элементы которого (формы чувственного и рационального познания) включены в общее системное единство и существенно им преобразованы.
Так что, если чувства с разумом и можно называть «ступенями» процесса познания, то только в единственном смысле: эволюционно-историческом.
Разум, мышление, познание – коренные жизненные свойства человека, отличающие его от всех живых и неживых явлений природы и делающие его самым совершенным, самым эффективным, самым успешным и самым могучим существом в этом мире
Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
Познавательная деятельность не может быть сведена только к чистой чувственности. Может иметь место лишь сложное переплетение чувственного и рационального .
Эмоции и разум в их глубоком взаимодействии использует человек для гармоничного познания.
В процесс познания включена вся психическая деятельность человека, эмоциональное и рациональное познания играют главенствующую роль.