СОВРЕМЕННЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ И ГОСУДАРСТВО
ИЗРАИЛЬ
конституция израиль государство демократия
Конституция, по определению известного философа XIX века Карла Маркса, – это основной закон государства, и она является главным показателем сущности государства. Нет разногласий в том, что Конституция характеризует режим страны и определяет суть, цели и достижения общества, режима и государства. Конституция – это совокупность основных правил, согласно которым страна управляется. Эти правила выражают основные принципы и ценности страны.
Конституция, как основной закон, выражает волю власти; и нет никакой гарантии, что Конституция защитит достойные цели; не всегда принципы демократии, свободы слова и права человека и гражданина являются главной целью Конституции. Применение Конституции в стране считается достаточным условием для реализации прав и свобод граждан, но не всегда это так. Можно заметить, что при тех режимах, где отсутствует демократия, Конституция не создает демократию, а служит этим режимам. Следует обратить внимание на то, что недостаточно писать в Конституции «охрана демократии» или что-нибудь подобное, так как без механизма охраны демократии и без четкого определения элементов защиты демократии нет никакого фактического значения Конституции. Конституция имеет высшую силу над всеми законами страны, и поэтому все законы должны соответствовать принципам Конституции. Конституция, как правило, включает: основы конституционного строя, принцип разделения властей, принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления, их компетенцию и функции, взаимоотношение и связь с гражданами.
Главная и реальная цель современной Конституции – обеспечить соблюдение и защиту прав человека и гражданина.
Конституция должна защищать, в частности, слабых и меньшинство, а отсутствие этих прав в Конституции лишает последних очень важной защиты, в которой они нуждаются. Нет сомнения в том, что рабочий – это слабая сторона в трудовом договоре и нуждается в защите.
Конституция находится выше власти и выше органов власти. Принципы охраны прав в Конституции ограничивают власть. Роль государства в этом отношении двойственная. С одной стороны, на государстве лежит обязательство не нарушать без законных оснований права человека и гражданина: свободу передвижения, свободу вероисповедания, свободу совести, свободу выражения мнений, охраняемые Конституцией. С другой стороны – государство должно принимать необходимые меры, действовать так, чтобы защитить права человека на его жизнь, безопасность, достоинство и гарантировать жителям и гражданам страны нормальные жизненные условия и возможность получения общественных благ.
В современном мире Конституция предназначена одновременно для охраны как политических, так и личных прав человека в обществе.
Но в реальности часто бывает так, что Конституцию превращают в средство для укрепления реакционных антидемократических угнетающих режимов.
Например, Конституции в большинстве арабских антидемократических стран не только не обеспечивают своим гражданам политические права, свободу критиковать государство и быть в оппозиции к режиму, но укрепляют тоталитарное иго, лишают человека элементарных прав и свобод (свободы слова, неприкосновенности личной жизни). Следует вспомнить, что Сирийская Конституция была изменена в течение пяти минут, чтобы позволить «избирать» Башара Асада – сына президента, президентом страны после смерти его отца [1].
Только слова о демократии без механизма для ее охраны не превратят диктатуру в демократию. Даже в монархической стране – Саудовской Аравии, где отсутствует элементарные права человека и женщины, Конституция существует, но эта Конституция предназначена, в первую очередь, для укрепления власти монархической семьи.
Государство Израиль было создано в 1948 году как демократическое государство. В Декларации Независимости Израиля [2] было отмечено однозначно, что у государства Израиль основная цель – демократия, и записано чётко и ясно, что у государства Израиль будет Конституция. Была даже создана комиссия для формирования проекта Конституции до 1 октября 1948 года. Однако до настоящего времени Конституции в Израиле нет.
В ходе 58 лет существования Израиля были изданы несколько основных законов для замещения отсутствующей Конституции сразу после создания государства – «основной закон Кнессета», «основной закон правительства», «основной закон судопроизводства», «основной закон президента страны», «основной закон армии», в 1960 году – «основной закон земли Израиля», в 1975 году – «основной закон бюджета страны». Эти законы предназначены для того, чтобы определить вид и структуру власти.
В 1994 и 1998 годах были изданы два очень важных основных закона: первый – «Основной закон о достоинстве человека и его свободе» [3], второй – «О свободе предпринимательства» [4]. Эти законы имели и имеют большое значение, поскольку они предназначены для защиты прав человека как личности.
«Закон о достоинстве человека и его свободе». Цель этого основного закона – защищать достоинство человека и его свободу, закрепить в этом основном законе ценности Государства Израиль, как государства еврейского и демократического. Этот закон защищает жизнь человека, его физическое тело и его достоинство. Он запрещает покушение на его жизнь, его тело и его достоинство, за
«Основной закон о свободе предпринимательства» [4]. Цель этого основного закона – защитить свободу предпринимательства, закрепить в нем ценности государства Израиль как государства еврейского и демократического.
Этот закон даёт право каждому гражданину или жителю государства заниматься любым делом или иметь любую профессию. Этот основной закон ограничивает законодателя и даёт право судебной власти вмешиваться в законы и устанавливать, соответствуют ли эти законы ценностям государства Израиль, соответствуют ли желанной цели, а также определять степень нарушения свободы предпринимательства. Он обязывает органы власти уважать свободу предпринимательства каждого гражданина или жителя.
В обоих законах на любой орган власти возлагается обязанность уважать права, данные этими основными законами. В законах также установлено, что временные экстренные постановления не в силах изменить эти основные законы, временно отменить или ограничить их, что возможно только по особому решению правительства сроком на три месяца, с возможностью продления этого срока при определенных условиях.
Закон обязывает правительство принимать данные меры только в случае необходимости.
Нет сомнения в том, что речь идет о положительных законах, предназначенных для защиты человека как такового и обеспечения ему основных прав. Но с другой стороны следует обратить внимание на нередко существующее противоречие между двумя принципами: «демократическая страна» и «еврейская страна». Принцип «еврейская страна» (зная, что в государстве Израиль живут около полутора миллиона не евреев: арабов и других национальностей, что составляет около 20 % от всего населения) является поводом для угнетения и дискриминации арабов. Высший Суд Справедливости рассмотрел этот вопрос и выразил мнение, что демократия «первее» еврейства, но это не выражает общего мнения в стране. Достаточно напомнить слова министра охраны экологии Израиля господина Гидиона Эзра в связи с ливанской войной и бомбардировкой северного Израиля ракетами «Хезболла» том, что нельзя помочь арабскому населению на севере Израиля.
Тот факт, что только в 90-е годы были изданы законы, охраняющие права человека, вызывает вопрос: «Что было до этих законов? Какой юридический базис охранял демократию и права человека»?
Как известно, израильская юридическая система базируется на английской системе. Говоря другими словами, прецеденты являются основным источником права. Поэтому Высший Суд Справедливости государства Израиль был и есть главным оплотом защиты прав человека в израильском обществе.
Высший Суд Справедливости пользуется огромным авторитетом во всем мире, но очень часто он стоит перед сложными вопросами, возникающими в результате продолжения оккупации Израилем территорий, и подвергается критике либо левых и арабских сил, либо правительственных и правых сил.
До издания этих законов принципы равенства, демократии и свободы слова защищались Высшим Судом Справедливости.
Израильское общество страдает, по моему мнению, от хронической болезни, которая называется «продолжение оккупации Израилем Западного берега реки Иордан и практической власти Израиля над судьбами полутора миллионов жителей сектора Газа». Сложная политическая ситуация и ежедневные нарушения основных прав человека заставляют израильский Высший Суд Справедливости непрерывно обсуждать различные обращения по поводу нарушения прав человека по отношению к палестинцам на оккупированных территориях.
Не секрет, что самой главной проблемой для современного конституционализма является война против агрессивного международного террора. Это война подвергает большой опасности достижения демократии за сотни лет ее существования. Не вызывает сомнения, что любая страна не может мириться с террористическими нападениями на ее территорию.
И все же, несмотря на то, что террор очень агрессивен, нужно уважать конституционные принципы и не давать власти совершать коллективные наказания. Исходя из этого, мировая демократическая общественность не могут согласиться с президентом Бушем, принявшим антиконституционное решение и разрешившим властям прослушивать телефонные переговоры любого человека по их усмотрению.
Наконец, нужно вспомнить, что конституционные принципы, принятые в демократических странах, – это высшая ценность, и от нее нельзя отступать.
Я надеюсь, что антитеррористическая борьба не лишит европейские народы достигнутых завоеваний демократии в – области прав и свобод человека.
Литература
1. См.: http://web1.maktoob.com
2. The Declaration of Independence of Israel. Paper № 1 from 14 may 1948.
3. The Organic law about advantage and freedom of the person. Основной закон о достоинстве человека и его свободе. The Book of laws of Israel. КнигазаконовИзраиля. – 1994. – № 1391, № 1454.
4. The Organic law about freedom of business. Основной закон о свободе предпринимательства. The Book of laws of Israel. Книга законов Израиля. – 1998. – № 1391, № 1454.