Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА»
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция»
Реферат
«Профессиональная деятельность судьи в РФ»
Выполнила:
студентка 1-го курса,
2-11 группы, очной формы обучения
Сёмикова Анастасия
Научный руководитель
: доктор юридических наук,
профессор Багреева Елена Геннадьевна
Москва, 2010
Содержание
Введение …………………………………………………….................3
Кодекс чести ……………………………………………………….......4
Кодекс судейской этики …………………………………....................5
Заключение ……………………………………………………….........8
Список использованной литературы …………………………….…..9
Введение
Проблемы судейской этики и статуса судей в настоящее время имеют особую актуальность. Эти проблемы актуальны не только для России. Международное сообщество уделяет им не меньшее внимание. Об этом можно судить хотя бы по основным международным правовым актам последних лет:
· В 1993 году Европейская Ассоциация судей принимает «Статус Европейского Судьи»;
· В 1998 году участниками многостороннего семинара по закону о статусе судей в Европе, организованного Советом Европы 8-10 июля, принимается "Европейская хартия о статусе судей";
· В 2002 году в Гааге Правозащитной группой принимается Кодекс поведения судей.
Однако при всей важности международного внимания к проблемам судейской этики считаю, что судейская этика по существу является все-таки национальным делом. Общие требования, предъявляемые к судейской этике и регулируемые упомянутыми международными документами, должны дополняться, и дополняются особенными детальными требованиями, которые обусловлены национальными факторами и оценками.
Исторический опыт того или иного народа, его менталитет, безусловно, приводят к тому, что та или иная обязанность, налагаемая на судью, подчеркивается и конкретизируется в одном государстве сильнее, чем в другом.
Этика судьи не является для России, чем-то новым, необычным, внесенным в наше общество западными ветрами перемен в последнее десятилетие.
Вопросы профессиональной этики судьи со времени судебной реформы 1864 года постоянно привлекали внимание отечественных правоведов, философов и социологов.
Первые кодифицированные правила судебной этики были сформированы в России Законом от 20 мая 1885 года, и они были включены в Уголовный кодекс. В отличие от наполеоновского Закона 1810 года "Об организации судоустройства и отправления правосудия", который восприняли многие государства континентальной Европы, российский закон положил начало новой модели деятельности судьи. Российским Законом 1885 года были впервые объявлены недостойными звания судьи все предосудительные и несогласные с нравственностью поступки. Нравственные условия, указанные в Законе, слагались из нравственных качеств личности, необходимых для поступления на судебную службу и исполнения судебной должности.
Основной вехой в развитии судейской этики в современной России стало принятие 24 октября 1991 года концепции судебной реформы, провозгласившей создание независимой и влиятельной судейской корпорации. (Предшествующий Закон СССР от 4 августа 1989 года "О статусе судей в СССР" при всей важности самого факта его принятия носил явно декларативный характер и не имел решающего значения в становлении независимого судейского корпуса в нашем государстве.)
Кодекс чести
21 октября 1993 года Советом судей Российской Федерации был принят одобренный II Всероссийским съездом судей Кодекс чести судьи Российской Федерации. Кодекс чести наряду с Законом Российской Федерации от 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" коренными образом изменили ситуацию в российской судейской корпорации. При этом, если Закон "О статусе судей" определил правовой статус, то Кодекс чести определил нравственный статус российских судей.
Вобрав в себя многие положения профессиональной этики судей в государствах с развитыми правовыми системами, Кодекс чести, вместе с тем, учел национальную специфику, отечественные общественно-политические реалии развития независимой судебной власти в начале 90-х годов.
Кодекс чести состоит из 4 статей, вторая из которых, как раз таки, посвящена правилам осуществления профессиональной деятельности судьи. В данной статье закреплены 7 пунктов:
«1. Судья обязан быть беспристрастным, не допуская влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых.
2. Судья при принятии им решения по делу должен быть свободным от приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности.
3. Судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия.
4. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда.
5. Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей.
Судья не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Судья не вправе публично вне рамок профессиональной деятельности подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и действия своих коллег.
6. Судья должен с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, если это не будет мешать проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд.
7. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов».[1]
Прошедшие годы показали, что Кодекс чести стал одним из основных нормативных актов, определяющих статус российских судей и правила их поведения в профессиональной и во внеслужебной деятельности.
Практическая ценность Кодекса чести неоднократно подтверждалась при его применении советами судей и квалификационными коллегиями судей России.
Кодекс судейской этики
Но 2 декабря 2004 года VI Всероссийским съездом судей был утвержден новый кодекс – Кодекс судейской этики.
Какова же была необходимость принимать данный кодекс?
Прежде всего, стоит отметить, что 10 лет активных преобразований судебной власти не могли не внести коррективы в действующее законодательство о статусе судей и в непосредственно связанный с этим законодательством Кодекс чести.
В 2001 году заметно активизировалась законодательная деятельность, связанная с нормативным регулированием статуса судей. Вступили в силу Федеральные законы "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (17 декабря 2001 года) и "Об органах судейского сообщества" (19 марта 2002 года). В связи с этим возникла необходимость прив
Статья 12.1 ("Дисциплинарная ответственность судей") Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (по состоянию на апрель 2010 г) имеет ссылку не на Кодекс чести, а на Кодекс судейской этики.
«1. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей)»[2]
Именно поэтому 26 июля 2002 года Президиум Совета судей Российской Федерации принял постановление о подготовке проекта Кодекса судейской этики.
Новый кодекс нуждался в приведении в соответствие и с Конституцией Российской Федерации, которая была принята позже Кодекса чести. Следовало учесть также другие федеральные законы, регламентирующие схожие отношения. В частности, нельзя было оставить без внимания утвержденные Указом Президента Российской Федерации 12 августа 2002 года "Общие принципы служебного поведения государственных служащих".
Помимо изменений законодательства вторым важным обстоятельством, обусловившим необходимость разработки нового кодекса, стала естественная эволюция правовых и моральных норм, которая в России последнего десятилетия происходила в наиболее активных формах.
Третье обстоятельство заключалось в необходимости учета нового международного законодательства о статусе судей и судейской этики и опыта наших зарубежных коллег. Это важно потому, что полномочия, предоставляемые судье, подчинены действию не только национального, но и международного права, признанного в современных демократических обществах.
Кодекс судейской этики структурно включает в себя пять глав, из которых четыре - основные главы. Первая глава содержит общие требования, предъявляемые к поведению судьи. Вторая глава кодекса определяет правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности.
Статья 4 содержит изложение общих обязанностей при осуществлении правосудия, а статьи 5,6 и 7 - ряд специальных норм. Так, статья 5 устанавливает правила поведения судьи при исполнении им служебных обязанностей, прямо не связанных с осуществлением правосудия. Статья 6 определяет правила поведения судьи при отношениях с представителями средств массовой информации. Статья 7 указывает на обязанность судьи поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия.
«Статья 4. Обязанности судьи при осуществлении правосудия
Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.
Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было. При исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера.
Общественное мнение, возможная критика деятельности судьи не должны влиять на законность и обоснованность его решений.
Судья должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Судье следует требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве.
Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей.
Статья 5. Правила поведения судьи при исполнении иных служебных обязанностей
Судья должен требовать от работников аппарата суда и своих непосредственных подчиненных добросовестности и преданности своему делу.
Судье, имеющему организационно-распорядительные полномочия в отношении других судей, следует предпринимать необходимые меры для обеспечения своевременного и эффективного исполнения ими своих обязанностей.
Статья 6. Правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации
Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в прессе по существу дел, находящихся в производстве суда, до вступления в законную силу принятых по ним постановлений. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег.
Судья не может препятствовать стремлению представителей средств массовой информации освещать деятельность суда и, если это не будет создавать помех проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд, должен оказывать им необходимое содействие.
Статья 7. Поддержание уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи.
Судья должен поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия».[3]
Третья глава определяет правила поведения во внеслужебной деятельности. Четвертая глава посвящена вопросам ответственности судей за нарушение требований Кодекса судейской этики. Глава пятая определяет пределы действия "Кодекса судейской этики" и порядок вступления его в силу.
Заключение
С принятием Кодекса судейской этики не заканчивается работа по формированию свода правил этического поведения судей. Ни один кодекс, сколь бы совершенен он ни был, не способен на абсолютную полноту.
Кодекс судейской этики требует постоянного развития. Очевидно, полезно и даже необходимо начать издавать Комментарии к Кодексу судейской этики.
Они могли бы включать решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов РФ, которые принимаются по фактам дисциплинарных проступков судей и нарушений ими судейской этики, а также - мнения ведущих ученых- юристов и авторитетных, опытных судей.
Кодекс чести судьи в свое время определил основные нравственные установки и ориентиры для судей. Кодексу судейской этики только предстоит стать инструментом профессионального и нравственно-этического укрепления нынешнего состава судейского корпуса. Как он послужит всем нам, от нас же и зависит.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
2. Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года;
3. Федеральный закон "Об органах судейского сообщества" от 19 марта 2002 года;
4. Закон № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года;
5. Закон СССР "О статусе судей в СССР" от 4 августа 1989 года;
6. Закон от 20 мая 1885 года;
7. Кодекс чести судьи от 21 октября 1993 года;
8. Кодекс судейской этики от 2 декабря 2004 года;
9. «Европейская хартия о статусе судей» от 1998 года;
10. Кодекс поведения судей от 2002 года;
11. «Концепции судебной реформы» от 24 октября 1991 года;
12. Наполеоновский Закон "Об организации судоустройства и отправления правосудия", от 1810 года;
13. «Основные принципы независимости судебных органов» от 1985 года;
14. «Статус европейского судьи» от 1993 года;
15. В.Н. Ткачев «От Кодекса чести к Кодексу этики».
[1]
Кодекс чести судьи Российской Федерации от 21 октября 1993 года(ст. 2)
[2]
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (по состоянию на апрель 2010 г), статья 12.1 «Дисциплинарная ответственность судей»
[3]
Кодекс судейской этики от 2 декабря 2004 года, глава 2, статьи 4-7.