Электронные СМИ как составляющая информационных войн
Толстова Анна
Пусть из большей части тех новостей,
о которых вы слышите, самая малая часть
принимается вами на веру.
Ф. Карлес.
Определить термин "информационная война" (информационное противоборство) крайне затруднительно.
Информация – очень обширное понятие и затрагивает оно все сферы человеческой деятельности, и представляет собой ресурс, которым оперирует субъект в процессе принятия решений, в том числе и в войне. Война предполагает некую борьбу в рамках какой-либо цели (или ресурса). Информационная война, в таком случае, рассматривает любую информационную составляющую такой борьбы, и информация может являться здесь как самим ресурсом, так и средствами его получения. То есть в самом общем случае информационная война – любая деятельность в информационном пространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальное превосходство; решение, принимаемоечеловеком или группой людей и пр.). Это составляет предмет информационного противоборства.
Глобализация информационной сферы приводит к власти не сверхдержавы, а транснациональные медиа-империи, которые создают реальность под себя и манипулируют сознанием масс на собственное усмотрение. Немало исследователей говорит об отрицательном влиянии масс-медиа (в особенности, электронных) на реципиента.
Директор Института исследований психического здоровья Мичиганского университета д-р. Джеймс Дж. Миллер утверждает, что перенасыщение человека информацией приводит к разбалансированию мыслительной деятельности и может быть связано с разнообразными формами психических заболеваний. А философ Герберт Маркузе уделяет телевидению одну из главных ролей в навязывании человеку "ошибочных потребностей", в трансформации полноценной личности в "одномерного человека". Еще дальше пошли писатели-фантасты и утописты, которые моделируют тоталитарные системы будущего. "451 по Фаренгейту" Рея Бредбери, "1984" Джорджа Оруэла показывают, насколько большим является значение телевидения в современном репрессивном государстве. В этих произведениях электронные СМИ выполняют функцию контроля и навязывания стереотипов. Эта тенденция подчеркивания отрицательной роли СМИ в литературе в последнее время заметно прогрессирует. Так, если писатели 1950-80-х годов отводили телевидению лишь роль инструмента контроля населения репрессивной властью, то, например, в романе Виктора Пелевина "Geneation"П"(1999 г.) телевидение уже является полностью самодовлеющим, и уже политика становится его инструментом — медиа-структуры сами моделируют политическую реальность. Следует учитывать, в каких реалиях появился роман: российская действительность создала весьма благоприятную почву для возникновения такой литературной выдумки. Выборы президента России в 1996 и 2000 годах показали, насколько сильным является влияние электронных СМИ на реципиента. В 1996 году больной, непопулярный из-за катастрофической экономической ситуации и фактически проигранной чеченской войны президент Ельцин, рейтинг которого в начале президентской кампании был очень низким (менее 8%), благодаря массированной агитации в СМИ сумел добиться переизбрания на второй срок. В 1999-2000 годах теми же СМИ и тоже фактически на пустом месте был создан высокий рейтинг его преемника. "В наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору. Поэтому, если ты хочешь купить пару улиц и не иметь после этого бледный вид, надо сначала сделать так, чтобы над ними торчала твоя телевышка", — говорит один из персонажей "Geneation"П".
В наше же время даже возникновение таких понятий как "информационная война", "медиа-агрессия", "информационная безопасность" свидетельствует не только о тесной связи масс-медиа с конфликтными ситуациями, но и о том, что в вооруженных конфликтах современности борьба на информационном поле не менее важна, чем непосредственно военные действия. Если до недавнего времени война влияла большей частью на информационную сферу, в частности, на журналистику (например, первая мировая война стала стимулом для появления и развития в США аналитической журналистики, так как американцы не могли понять, каким образом убийство эрцгерцога Фердинанда послужило причиной такого конфликта), то в последнее время наблюдается обратная связь, причем как на макро, так и на микроуровне.
В наше время СМИ играют все большую роль, как в решении вооруженных конфликтов, так и непосредственно в их ходе. "Сегодня в развитых государствах любое действие невозможно без соответствующей информационной подготовки. Войны должны выглядеть справедливыми, враг - жесточайшим, собственные воины - настоящими героями" [Г.Почепцов]. Современные войны - это, прежде всего, вооруженные политические демонстрации. Журналисты давно стали третьей стороной едва ли не каждого вооруженного конфликта, и от того, какую сторону СМИ склонны поддержать, в значительной мере зависит его результат. Ученые, которые исследуют влияние информационных процессов на ход современных вооруженных конфликтов, отмечают: "Политические, идеологические и геополитические взгляды формируются у значительной части общества исключительно на основе телекоммуникаций. Медиа-образ фактически является атомарным синтезом, в котором сосредоточенно сразу несколько подходов - этнический, культурный, идеологический, политический. Информационный репортаж из какой-нибудь горячей точки, о которой ничего не известно, наприм
Главным средством ведения "психологической войны" названа деятельность СМИ и особенно "электронных" средств массовой информации - радио и телевидения. Это главным образом объясняется тем, что "электронные" СМИ владеют таким приемом, как эффект присутствия (создание при помощи выразительных средств журналистики зримой картины, позволяющей зрителю (слушателю, читателю) ощутить себя находящимся на месте события). Используется также понятие эффект реальности (reality effect).
Электронные СМИ на современном этапе занимают монопольное положение во всей медиа-сфере и являются неотъемлемой составляющей информационной войны. Роль РТВ в осуществлении информационного воздействия на современного человека трудно недооценить.
Воздействие электронных СМИ на общественное мнение достигает широчайших масштабов. Примером такого воздействия можно назвать провокационный репортаж грузинского телеканала "Имеди", когда вечером 13 марта грузинский в эфир вышел сюжет, рассказывающий о совершении теракта против главы Южной Осетии Эдуарда Кокойты, вторжении российских войск на территорию Грузии, гибели президента Саакашвили и создании народного правительства во главе с Нино Бурджанадзе.
Как подчеркивается в заметке "Интерфакс", в сюжете "Имеди" "без всяких предупреждений и вступлений было сообщено, что " сегодня утром в Цхинвале был совершен теракт против главы Южной Осетии Эдуарда Кокойты, после чего российские войска вторглись в Грузию"… Через несколько минут телекомпания сообщила о гибели М. Саакашвили и создании Народного правительства во главе с Нино Бурджанадзе".
О том, что сюжет не основан на реальных событиях, зрителей предупредили в начале и конце программы. Тем не менее, это не помогло избежать паники в стране и крупного политического и медиа-скандала за ее пределами.
РИА Новости поясняет, что информационная программа "Имеди" с заставкой обычного новостного выпуска начиналась со слов: "Начинаем выпуск с учетом тех опасностей, которые политики и эксперты систематически обсуждают". Пропустившие заставку или не понявшие замысел "Имеди" жители Грузии посчитали репортаж правдивым, и программа "вызвала панику во всей стране". Участились звонки в службу скорой помощи из-за сердечных приступов. В результате эта передача вызвала настоящую панику в Грузии: жители стремились покинуть города, скупали запасы продовольствия, десятки человек были госпитализированы с диагнозом "инфаркт миокарда", по меньшей мере один человек умер. После того, как передача закончилась и было объявлено, что это лишь предполагаемый сценарий развития событий, в Тбилиси, у здания принадлежащего компании "Имеди" начался стихийный митинг протеста.
В данном случае средством ведения войны явилось телевидение. Репортаж "Имеди" не был основан ни на каких реальных фактах. Передача, продолжавшаяся около 30 минут, не содержала никаких сведений о том, что это лишь предполагаемый журналистами вариант развития событий, которые могут по их мнению произойти летом 2010 года (не было ни титров, ни устных комментариев). При этом под видом репортажей с мест события показывались видеокадры боевых действий августа 2008 года.
Как бы там ни было, сюжет вызвал определенную реакцию у жителей Грузии. 14 марта перед зданием посольства Франции в Тбилиси прошел пикет. Несколько сотен человек вышли на улицы города с лозунгами "Россия опасна для мира". Доподлинно неизвестно, знал ли президент Грузии о подготовке данного сюжета, и каких целей пыталось добиться руководство телеканала, но факт остается фактом. Практически все население Грузии уверено, что Россия вот-вот захватит эту маленькую, но гордую страну.
Действия руководства "Имеди" вызвали жесткую критику со стороны международного сообщества и грузинской оппозиции. При этом президент Саакашвили заявил, что не имеет никакого отношения к подготовке сюжета и не санкционировал его выпуск в эфир.
Анализируя данный пример, следует отметить, что главным средством манипуляции человеческим сознанием явились именно электронные СМИ. Это событие можно назвать очередным витком информационной войны, которую ведет Грузия с августа 2008 года.
Информационная война в первую очередь влияет на человеческое сознание. Политики, ведя подобные войны, виртуозно играют на струнах человеческой души, тем самым достигая поставленных целей. Человек беззащитен перед информационным воздействием, а СМИ, манипулируя человеком, становятся орудием контроля информации в обществе.
Список источников
1. С.Г.Кара-Мурза. "Манипуляция сознанием"
2. Г.Почепцов. "Психологические войны"
3. http:// ru. wikipedia. org
4. http:// lenta. ru
5. http:// www.interfax.ru
6. http:// www. rian.ru
7. http:// infwar. ru