Т.Г. Куприянова, д. ист. н., профессор МГУП
Средоточием книжного производства в раннем Средневековье, охватывающем период V-ХI вв., являлись монастыри, при которых создавались мастерские по переписке книг - скриптории.
Первым и самым знаменитым центром раннего Средневековья был монастырь Вивариум, основанный Кассиодором Сенатором (485-580 гг.). Он создал библиотеку и мастерскую по переписке книг. Монахи, трудившиеся в скриптории, обладали широкими познаниями в области грамматики, логики, риторики. Их обучение Кассиодор вел по собственному учебнику "О науках и искусствах", включавшему сведения из области математики, медицины, музыки. Затем были открыты скриптории при монастыре Монтэ-Кассино близ Неаполя, монастырь Боббио, основанный монахом Колумбаном в 613 г. В более позднее время действовали Кентерберийский, Корбийский, Турский, Санкт-Галленский и другие монастырские центры книгописания.
В монастырских скрипториях преобладал ручной труд и отсутствовало его четкое разделение. Каждый монах переписывал рукопись от начала до конца и самостоятельно вписывал цветные инициалы (ил. 2). Первые зачатки специализации связаны с выделкой пергамена. Из числа малограмотных монахов назначался пергаменщик, занимавшийся выделкой кож, сортировкой и нарезкой по трафарету листов определенного размера. Из-за дороговизны пергамена в целях предохранения от моли и червей оборотная сторона кожаных листов натиралась шафраном и кедровым маслом.
Монахи расценивали создание книг как богоугодное занятие, не допускающее роскоши и изысков. Духовное наставление предостерегало их от создания богатых книг, несущих на себе печать мирского тщеславия. Исключение составляли переплеты, появившиеся в книге-кодексе. В античные времена переплет в свитках отсутствовал, поэтому большинство идей, которые зарождались в переплетном деле, изначально принадлежали средневековым монахам. В ранний период Средневековья, когда книги были преимущественно церковного характера и ценились как священные реликвии, делались добротные переплеты из дерева. Крышки украшались резьбой, драгоценными камнями, чеканкой из благородных металлов (ил. 3). Долгое время монахиоставались единственными изготовителями переплетов. Затем к работе над переплетами стали привлекаться ремесленники таких специальностей, как резчики штемпелей и печатей, золотых дел мастера, граверы, чеканщики, литейщики.
Художественное убранство средневековых кодексов и их основные элементы зарождались в книге в ответ на выдвигавшиеся общественные потребности и вкусы заказчиков. На протяжении VI-IХ столетий у покупателей пользовался спросом пергамен, закрашенный в пурпурный и другие насыщенные цвета, и только начиная с ХIII в. вкусы изменились. Теперь пергамен, наоборот, мастера старались как можно лучше выбелить для достижения более контрастного эффекта по сравнению с зеркалом текста и элементами украшений.
Основным украшением западноевропейских кодексов являлись тщательно выписанные "красные строки", в VI в. появляются инициалы, под которые отводились специально размеченные на книжных страницах места (ил. 4). Первоначально инициалы выделялись наряду с заголовками и рубриками только цветом, а затем они стали оформляться орнаментом. Узорчатые мотивы орнаментов сплетаются в сложные "ковровые" страницы. В богатых кодексах для придания объемности изображению использовалась позолота или серебряная краска.
Работа в монастырских скрипториях шла медленно, и срок изготовления одной рукоп
При ручном способе производства все большее значение приобретают приемыускорения подготовки рукописи. Существовало два способа нанесения текста: на неразрезанные листы в виде свитка и на отдельные листы, которые затем подбирались в тетради. Брошюровка тетрадей требовала соблюдения строгой последовательности, для чего в книгу был введен рекламант (реклама). Это были одинаковые слова, расположенные таким образом, чтобы при совмещении тетрадей они совпадали. Рекламант был заимствован из арабских рукописей испанцами в Х веке. По другим странам он распространился в более позднее время. Для упрощения техники подбора тетрадей в блок в книгу вводится сигнатура, состоявшая из сочетания буквенных и цифровых обозначений.
Начиная с ХII в. средневековая культура постепенно утрачивает сугубо церковный характер и монашеские мастерские ориентируются на более широкие слои покупателей. Книжные богатства монастырей становятся статьей дохода, так как только образцы монастырских рукописей служили эталоном для подготовки выверенных и одобренных церковью текстов. Книги из монастырских библиотек сдавались в аренду ремесленникам за небольшую плату. За соответствующую плату выдавались также отдельные части (пеции) оригинала для одновременной работы нескольких переписчиков. Корпоративный или артельный способ производства кодексов практиковался для ускорения подготовки рукописи. Эти процессы подорвали духовное единство, на котором зиждилось монастырское общежитие, и наложили отпечаток на книгописание, постепенно превратив его в товарное производство.
На развитие книги оказало влияние создание университетов. Первые из них были учреждены в Болонье и Париже, следом возникают университеты других европейских городов, и в ХV в. в Европе действовало 55 университетов. Потребность в книге существенно возросла за счет увеличения количества студентов, численность которых приближалась к 3 тыс. человек (высокий показатель, если учесть, что в России на 1913 г. числилось столько же лиц с высшим образованием). Университеты, так же, как и монастыри, начинают практиковать выдачу рукописей для копирования за определенную плату. Развитие университетского образования сказалосьна том, что XII столетие стало свидетелем зарождения светского кодекса. При университетах организуются светские мастерские по производству рукописей, где учреждается должность руководителя книгописных работ - либрария (стационария). На него возлагалась ответственность перед университетской корпорацией за хранение и выдачу рукописей для переписки, их своевременный возврат и взимание платы за использование. В ХIV в. книгописное дело выделилось в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Переписчики, однако, ремесленниками не считались и, в отличие от других представителей вспомогательных ремесел, обслуживающих книгописание, цеховых объединений не создавали.