История технологического развития показывает, что основой реализации научно-промышленной политики в странах с передовой экономикой являются национальные инновационные системы (НИС). Их механизмы формируют инновационный потенциал, который затем материализуется в наукоёмком и высокотехнологичном секторе (НВТС) экономики. Итак, инновация – это такой общественный технико-экономический процесс, который через использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий и в случае если инновация, ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может привести к добавленному доходу. Модернизация – это целенаправленный процесс, постоянно инициируемый эффективным государством и устремлённым в будущее бизнесом.
Инновационный потенциал и модернизация экономики реализуется через следующие стратегии: модернизация промышленности и экономики в целом в этих странах осуществлялась на основе инноваций, приобретенного развития наукоёмких отраслей, резкого увеличения объёма выпуска высокотехнологичной продукции и её доли в экспорте, улучшения показателей трудоёмкости, материалоёмкости и энергоёмкости.
Опыт США по развитию инновационного потенциала для модернизации экономики
3а годы после распада СССР место мирового лидера научно-технического и технологического развития прочно закрепили за собой США. Но их доминирующее положение в послевоенной конкуренции с СССР выявилось задолго до 1991 г. и определялось рядом разнообразных, устойчивых факторов. Уже к началу б0-х гг. XXв. обозначилось явное отставание СССР от США в сфере гражданских НИОКР. К этому времени процесс глобализации финансовых и товарных рынков позволил США фактически стать центром мировой капиталистической экономики. В результате СССР пришлось вести технологическое соревнование не только с США, но со всеми экономически развитыми капиталистическими странами одновременно. В этом соревновании стратегия СССР была экономически заведомо проигрышной. Основные инновационные инвестиции направлялись в оборонно - ориентированные исследования и разработки. В 1980 – х гг. Конгресс, правительство деловые круги, ученые США предприняли решение о формировании концепции «национальной инновационной способности. Было решено рассматривать способность страны генерировать передовые технологии в кратчайшие сроки осваивать их как важнейший фактор крепления национальной экономики и безопасности. В феврале 1993 г. в специальном докладе «Технологии для экономического роста Америки: новое направление в построении экономической мощи» президент Клинтон провозгласил новую научно-техническую политику. Он выдвинул следующие цели, на которые должна быть направлена вся деятельность государства в области науки и техники:
- укрепление конкурентоспособности американской промышленности и создание новых, главным образом высокотехнологичных, рабочих мест; создание предпринимательской среды, в которой технические нововведения могут процветать и в которой инвестиции тесно связаны с новыми идеями;
- обеспечение скоординированного менеджмента технологий по всем ведомствам федерального правительства;
- создание более тесных рабочих отношений между промышленностью, федеральными ведомствами, правительствами штатов и университетами;
- переориентирование национальных усилий на технологии, являющиеся критическими для современного бизнеса и растущей экономики, такие, как информатика и коммуникации, гибкие производства, технологии охраны окружающей среды;
- подтверждение государственных обязательств перед фундаментальной наукой как основой всего технико-технологического развития.
В то же время была признана необходимость принятия дополнительных мер в налоговой и торговой политике, в формах и методах регулирования в данной области; определённых изменений в системе образования (как в школах, так и в вузах); усиления участия частного бизнеса в финансировании программ исследований и разработок; развития и активной поддержки специальных служб внедрения нововведений во всех федеральных министерствах и ряд других. В области внедрения правительство пошло на распространение организационной формы, уже в течение примерно ста лет с успехом использующейся в американском сельском хозяйстве, где основные нововведения доводятся до фермеров и крупных хозяйств с помощью так называемых служб внедрения.
Была принята и начала реализовываться программа создания Национальной сети центров внедрения промышленных технологий. Были также усилены льготы и стимулы для инвестирования в малый бизнес, связанный с освоением нововведений (в венчурные фирмы), увеличены льготы тем фирмам, которые инвестируют в новейшее производственное оборудование. Правительство в 1990-х гг. разработало и внедрило особую программу, поощряющую образование Региональных технологических альянсов тех местах, где к тому времени уже образовался кластер, либо шло его формирование. Программа предусматривает расширение информационного обмена между фирмами, совместные меры по формированию новых рынков.
Другой феномен, который также стало поддерживать правительство США, проявился в гибкой организации производства. Она стала возможной только благодаря широкому использованию информационных технологий как в самих фирмах, так и в межфирменных коммуникациях. В этих целях была разработана специальная программа поддержки интеграции промышленных предприятий.
Гибкое, или интегрированное, производство означает, что несколько юридически независимых промышленных фирм объединяются на контрактной основе во временные партнёрства для производства определённых товаров. Этот феномен известен в США с начала 1980-х гг., но только в конце XX в. он получил достаточное распространение и поддержку правительства как перспективное направление развития промышленных систем. Подобная интеграция позволяет компаниям создавать объединения, которые в США получили название «виртуальных».
Правительство США признало, что исключительное влияние на эффективность НИС играет кадровая мобильность и структурная гибкость, то есть возможность научных работников перемещаться из одного исследовательского центра в другой, менять тематическую направленность исследований, переходить от преподавания к промышленным исследованиям и наоборот. В США после 2000 г. роль государства на этапе инновационного процесса, который находится на самой границе коммерческого использования нововведений, продолжает увеличиваться. Но государство выступает не как инвестор и (или) заказчик самого процесса, а как координатор действий различных участников — лабораторий, малого бизнеса, транснациональных корпораций, банков, которые заинтересованы в повышении его эффективности.
Опыт
экономически развитых стран Европейского Союза (ЕС) по использованию инновационного фактора в целях модернизации экономики
Характерной особенностью политики стран Евросоюза в 1990-х гг. и в начале XXI в. является усиление внимания к совершенствованию национальных инновационных систем и повышению роли человеческого и интеллектуального капитала как главных источников экономического и общественного развития. Такая ориентация базируется на ряде концептуальных документов ЕС, разработанных в последние годы и имеющих важное практическое значение. Наиболее значимы среди них доклад Комиссии ЕС «По направлению к европейскому исследовательскому пространству», материалы сессий Евросоюза в Лиссабоне и Барселоне, а также Шестая рамочная программа научных исследований ЕС. Они послужили началом активных действий по углублению в регионе интеграции инновационного цикла, осо6енно его начальной стадии — системы образования и подготовки кадров, и, в конечном счете, по формированию инновационной системы в масштабах всего европейского региона. Реализация концепции инновационного развития базируется на устойчивом финансовом обеспечении ключевых отраслей народного хозяйства. Политика ЕС направлена на концентрацию инвестиций в «экономику, основанную на знаниях». В то же время в целевой структуре этих инвестиций проявились явные географические различия, отражающие известную специализацию в формировании «новой» экономики. В европейских странах, обладающих сравнительно развитой научно-исследовательской базой (Австрии, Германии, Франции, Швеции) больше половины этих инвестиций направляется в НИОКР, а меньшая часть в сферу образования и в разработку программного обеспечения. В государствах с довольно ограниченным сектором исследований и разработок (Греция, Ирландия, Португалия и Испания) эти инвестиции преимущественно концентрируются в сфере высшего образования. Дания, Норвегия, Голландия и Великобритания специализируются в развитии программного обеспечения. Главным стал подход, предполагающий стимулирующее воздействие как на процессы формирования инновационной системы в целом, так и на развитие её отдельных ключевых институтов и их взаимодействие.
В первом случае используют широкий спектр рамочных мероприятий общеэкономической политики, призванных содействовать повышению потенциала саморазвития системы за счёт привлечения инвестиционных ресурсов частного сектора. Во втором речь идет о мероприятиях, сфокусированных на решении отдельных проблем инновационного развития: финансовые и налоговые меры, расширяющие возможности доступа мелких и средних предприятий к источникам рискового финансирования. Основное предназначение этих инструментов — обеспечение эффективного взаимодействия между различными сферами инновационной деятельности. Наиболее серьёзными трудностями европейского инновационного развития, требующие вмешательства национальных и региональных органов власти, эксперты ЕС признают сегодня:
- недостаточную привлекательность реги
- сравнительно низкую прогрессивность отраслевой структуры экономики;
- отсутствие существенных резервов европейской инновационной системы в области освоения нововведений.
Для устранения этих недостатков используют комплекс инструментов экономической политики, среди которых особое внимание уделяется формированию благоприятных общих макроэкономических условий, адекватной политике в области конкурентоспособности, норм и стандартов, поддержке предпринимательства, охране прав интеллектуальной собственности, регулированию рынка труда, поддержке государственного сектора НИОКР.
В настоящее время конкурентная политика в инновационной сфере ЕС выражается, прежде всего, в осуществлении прямой поддержки НИОКР по следующим направлениям: фундаментальные исследования, промышленные исследования и до-конкурентные прикладные разработки. Важную роль в построении НИС страны Евросоюза уделяют прогнозному обеспечению. Формируются адекватные институциональные структуры, разрабатываются новые и совершенствуются используемые инструменты прогнозирования. Исследования, которые активно осуществляются в ЕС, пополнились новым инструментом — стратегическим информированием,
объединяющий все традиционные направления прогнозирования — техническое и технологическое прогнозирование,
оценку развития технологий и предвидение развития технологий.
Характеристика современного состояния отечественной НИС
Проведённые в 2001—2003 гг. опросы российских предприятий позволили сопоставить
ряд показателей инновационного развития Российской Федерации с ЕС и США.
В табл. 1 приведены некоторые показатели, которые заложены в «Основных направлениях инновационной деятельности РФ», доложенных министром образования и науки А. Фурсенко 18 ноября 2004 г. на заседании Правительства РФ.
Таблица 1
Значения основных показателей национальной инновационной системы
«в статистике стран Евросоюза, публикуемой Евростатом, показатели 2 и 3
являются стандартными, характеризующими инновационную активность)
№ п/п |
Основные показатели |
Значение показателей (%) |
|||
2000г. (факт) РФ |
2000г. (факт. стран ОЭСР |
2003 г. (оцен-ка) РФ |
2010 г. (норма-тивная прогнозная оценка) |
||
1 |
Доля высокотехнологичных отраслей (включая ИКТ — информационно-коммуникационные технологии) в промышленности |
9,9 |
15 |
10,8 |
Не менее 15 |
2 |
Доля инновационного продукта (продукции высокотехнологичных отраслей) на мировых рынках |
0,9 |
Более 85 |
1,3 |
Не менее 2,5 |
3 |
Доля отгруженной инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции инновационно-активных организаций |
10,4 |
н.д. |
11,3 |
Не менее 15 |
4 |
Доля инновационной продукции малых предприятий в общем объёме отгруженной продукции промышленности |
0,47 |
45 |
0,8 |
Не менее 25 |
5 |
Доля нематериальных активов (результатов нематериальной деятельности), находящихся в хозяйственном обороте |
0,7 |
Более 20 |
1,0 |
Не менее 15 |
6 |
Численность персонала, занятого НИОКР, в расчёте на 10 тыс. чел., занятых в экономике |
133 |
996
|
138 |
140 |
7
|
Удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции |
5,0 |
786
|
6,0 |
Не менее 20 |
8 |
Объём продукции, реализованный с участием организаций инновационной инфраструктуры, млрд руб. |
1,0 |
н.д. |
2,0 |
Не менее 50,0 |
Обследование инновационной деятельности российских предприятий показало следующую её ориентацию:
♦ для 25,8% организаций — приобретение и освоение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
♦ для 15,3% — производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрение новых услуг или методов их производства (передачи);
♦ для 13,5% — исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;
♦ для 11,2% — приобретение программных средств;
♦ для 9,9% — обучение и подготовка персонала, связанного с инновациями;
♦ для 7,8% — маркетинговые исследования;
♦ 6,5% — приобретение новых технологий;
♦ для 10,0% — прочие технологические инновации.
Статистическое обследование 744 инновационно-активных организаций позволило выявить их распределение по доле затрат на НИОКР в общем объёме отгруженной продукции:
♦ до 1% расходуют на исследования и разработки (от общего объёма отгруженной продукции) 64,4% организаций;
♦ 4% и более расходуют 14,7% организаций;
♦ 1—2 % расходуют 11,7% организаций;
♦ 2—4 % расходуют 9,3% организаций.
В 2001—2003 гг. было создано 2185 передовых технологий, из них принципиально новых — 170, что составляет 7,8%. В создании передовых производственных технологий принимали участие 322 организации. Сопоставление с аналогичными данными за 2000 г. показывает, что среднее число принципиально новых технологий в 2001—2003 гг. увеличилось примерно на треть.
За период с 1999 по 2001 г. готовыми инновациями располагали 2532 организации, но 25472 организаций (в 10 раз больше) не осуществляли инновационную деятельность (не располагали готовыми инновациями) в течение последних 3 лет. При этом на отсутствие рыночного спроса в качестве причины отказа от инновационной деятельности указали 10 % организаций.
Решающими факторами, которые препятствуют инновациям, организациями:
♦ недостаток собственных денежных средств (назвали 7359 организаций);
♦ низкий уровень научно-технического и технологического потенциала (4840 организаций);
♦ недостаток финансовой поддержки государства (3131 организация);
♦ высокая стоимость нововведений (3031 организация).
Кроме того, инновациям препятствует низкий уровень взаимодействия и кооперации при разработке технологических инноваций. Большая часть инноваций (около 60% разрабатывалась собственными силами организаций, которые применяют эти инновации. Инновации, разработанные другими организациями, использовали 16% организаций из общего числа организаций, применявших инновации в 1998—2001 гг.
Таким образом, можно сделать вывод, если сравнить вышеизложенный материал по зарубежным странам и по России, то мы получим:
1. По ключевым параметрам, характеризующим эффективность национальных инновационных систем, Россия существенно отстаёт и сумеет достичь современного уровня большинства стран ОЭСР только к 2012—2015 гг.
2. Объёмы финансирования научно-технической сферы примерно в 1,5—2 раза ниже потребного уровня. Темпы роста финансирования сферы НИОКР в 2001—2003 гг., с учётом провозглашенных среднесрочной бюджетной политикой, показывают, что достичь уровня наукоёмкости ВВП примерно в 2,2— 2,3%, который считается приемлемым для нормального функционирования НИС, можно только в 2014—2016 гг., а уровень продаж наукоёмкой, высокотехнологической продукции (без ИКТ) к 2010 г. едва достигнет 1,8—2,0% от общих продаж мировых наукоёмких рынков. Это означает невыполнение нормативного прогнозного плана Минобрнауки РФ.
3. Приведенный выше сопоставительный анализ состояния и перспектив развития инновационного потенциала в России и за рубежом свидетельствует о необходимости серьёзных изменений в российской государственной промышленной, научно-технической, инновационной и инвестиционной политике для модернизации экономики.
4. Модернизация российской экономики, всей социально-экономической системы государства для усиления их мощи и конкурентоспособности является главным фактором роста благосостояния, укрепления позиций и международного статуса России в мире.