1. Религиозные представления XII века.
2. Описания природы в произведении «Слово о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» — одно из многих литературных произведений XII столетия с утраченными сведениями об авторе. Этот памятник русской литературы был создан после похода князя Игоря на половцев, точная дата его написания неизвестна (в справочной литературе указывается промежуток с 1185 по 1187 год). По мнению Н. И. Прокофьева, «это первое дошедшее до нас лиро-эпическое произведение, уникальное по своему поэтическому уровню».
Несмотря на явное наличие определенного художественного вымысла, «Слово о полку Игореве» все же является историческим произведением, в котором раскрываются образы реально существующих героев нашей истории — князя Игоря, Святослава, Ярослава Мудрого, Всеволода. В основе сюжета — реально произошедшее событие: поход Игоря против половцев.
Все божества восточных славян можно условно разделить на человекоподобные (русалка, леший), домашние (домовой, банник), чудища (змей, морской царь и т. п.). Все они тесно взаимосвязаны как с природой, так и с человеком.
Во времена язычества не существовало веры в единого Господа. Мужским божеством считался бог неба, плодородия и грозы, Род, богом зерна — Ярило, повелителем морских стихий и громовержцем — Перун, отцом богов — Стрибог, небесным богом — Сварог. Поклонение богам имело разнообразные формы — от веры и примитивных молитв до кровопролитных жертвоприношений.
После крещения Руси в 988 году языческие верования сменились приходом христианства, верой в единого предвечного Господа. Но прежние верования, несмотря на указанные события, не канули в небытие. Они продолжали существовать параллельно с новой религией, не утрачивая своей силы.
В тексте «Слова о полку Игореве» Сварог упоминается в сцене солнечного затмения, Род и Перун — в описаниях непогоды, ливня и грозы. Кроме того, присутствует ряд «косвенных упоминаний»: пахари считаются внуками Даждьбога, ветер — внуком Стрибога. Мир, описываемый автором, находится под покровительством множества богов. Даже Ярославна, повествуя о своих чувствах, обращается к солнцу и ветру, ищет покровительства у божеств природы.
Характерной чертой данного произведения является отсутствие пейзажности в описаниях природы. Из объекта созерцания и пассивных впечатлений она как бы вырастает в нечто большее, способное оценивать поступки человека, его мысли.
Сюжет «Слова о полку Игореве» не случайно начинается с описания редкого природного явления — солнечного затмения. О нем автор повествует непосредственно после вступления, а также после речи Всеволода. В описании пейзажа органично сочетаются, казалось бы, противоположные понятия: «воины тьмой покрыты» и «светлое солнце», то есть, радость и тревога, печаль.
Солнце в данном произведении всегда светлое
Описание грозы в «Слове о полку Игореве» также служит одним из грозных предзнаменований. Автор подчеркивает изменения в окружающей обстановке, употребляя мрачные эпитеты («кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «лить дождю калеными стрелами», «синие молнии»). Тем не менее князь Игорь словно не замечает протеста природы против его действий, преодолевает препятствия, стараясь не думать о надвигающейся беде. Он идет не только вопреки воле своей дружины, но и наперекор природным божествам-покровителям.
Темные силы природы оказываются как бы заодно с врагами — синие тучи надвигаются на войско князя вместе с половцами. От горя, вызванного поражением русского войска, страдают деревья и травы — клонятся, роняют листья.
В заключительной части произведения описание возвращения Игоря из плена также сопровождается пейзажными отступлениями. Природа как бы благоприятствует освобождению героя, помогает ему. Не случайно красота реки Донца подчеркивается описаниями «серебряных берегов», «теплой мглы».
Вместе с Игорем возвращаются веселье, счастье, радость на Русскую землю. Исчезают даже намеки на зло: вороны перестают каркать, замолкают сплетницы-сороки, не слышно вездесущих галок. Все птицы, которые как бы являлись представителями темных сил, больше не упоминаются — вместо них поют соловьи, вестники добра.
Описания пейзажей не только помогает читателю проникнуться соответствующим настроением, но и придает тексту насыщенность, цельность, красоту, детали подчеркивают величие целого.
Говоря о художественном значении произведения «Слово о полку Игореве», следует отметить, что, несмотря на достаточно сложный древнерусский язык, данный литературный памятник являет собой образец великолепно продемонстрированной взаимосвязи природы и человека, единой картины всего существующего.
Посредством детального описания различных изменений, происходящих в природе, автор не только воссоздает полную картину событий того времени, но и выражает собственные эмоции, душевные переживания, высказывает собственное мнение.
Символические образы в произведении «Слово о полку Игореве» также имеют огромное значение, поскольку они очень ярко и красноречиво характеризует эпоху, в которой жил автор, а также демонстрируют читателям его взгляды на жизнь. Без точных и красочных литературных образов убедительное повествование стало бы невозможным. Детали придают литературному памятнику особенную ценность.