В критической литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что обращение Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» к Украине, ее быту являлось лишь откликом на тот интерес к фольклорным и этнографическим материалам, который возник в это время в литературных и общественных кругах. Такое объяснение никак нельзя признать удовлетворительным. Пристальное внимание Гоголя привлекали не сами по себе фольклор и этнография, его глубоко интересовала народная жизнь. Чем острее и отчетливее вырисовывались перед НИМ очертания чиновно-аристократического мира, с которым он сталкивался в столице, тем сильнее и настойчивее мысль его обращалась к народу, его быту, его поэзии. Народная жизнь с ее непосредственностью и красочностью ясно противополагалась в сознании Гоголя той общественной среде, в которой царил культ казармы, культ чипа и звания.
Интерес к народному быту и творчеству во время пребывания в Петербурге не только не ослаб, но значительно усилился. Вынашивая замыслы повестей, составивших «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь обращается к матери и сестрам с просьбой прислать ему самые различные сведения об украинских народных обрядах, легендах, повериях и т. д. «Вы много знаете обычаи и правы малороссиян наших,- писал он матери в апреле 1829 года,- потому, я знаю, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. В следующем письме я ожидаю ОТ вас описания полного наряда сельского дьячка от верхнего платья до самых сапогов… равным образом названия платья, носимого нашими крестьянскими девками, до последней ленты, также нынешними замужними и мужиками… Еще обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках… Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов, и проч. и проч. и проч. Все это будет для меня чрезвычайно зан
Эти темы и образы были почерпнуты Гоголем из жизни украинского парода, из народного творчества. Еще в период пребывания в Нежинской гимназии, Гоголь живо интересовался народным бытом и творчеством. В «Книге всякой всячины», куда он заносил выписки из различных книг и собственные заметки, содержится довольно много записей, касающихся украинских обычаев, игр и т. п. В эту «подручную энциклопедию» включены, в частности, выписки из книги Н. А. Цертелева «Опыт собрания старинных малороссийских песен» (1819) и сборника украинских песен Максимовича (1827). Не ограничиваясь знакомством с тогдашними немногочисленными публикациями украинского фольклора, Гоголь сам с успехом занимался собиранием народных песен.
Тема народных обычаев и сказаний неоднократно затрагивается в переписке Гоголя с матерью в 1829-1830годах. В письме, датированном 24 июля 1829 года, высказывая благодарность за «драгоценные известия о малороссиянах», он просит не оставлять и впредь таковыми письмами. К этой же теме Гоголь возвращается и в письмах, относящихся к ноябрю 1829 года, февралю и апрелю 1850 года.
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» с огромной художественной силой воплощена мечта о справедливых, разумных общественных отношениях. Русское освободительное движение уже на первом этапе своего развития выдвинуло идею сближения и тесного единства русского и других народов, одинаково испытывавших тяжесть политического и социального гнета. Декабрист С. И. Муравьев-Апостол заявлял: «Там, где дело идет о счастье народном, все должны быть одного племени». Организатор Общества соединенных славян П. Борисов в показаниях следственной комиссии говорил о том, что «соединить вместе все славянские поколения и сделать оные свободными показалось мне предприятием блистательным, ибо я думал чрез то доставить счастье не только моим соотечественникам, но даже другим народам».