Сочинения по литературеДостоевский Ф.М.Преступление и наказаниеВсепрощающая любовь Сони (по роману «Преступление и наказание»)

Всепрощающая любовь Сони (по роману «Преступление и наказание»)

Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Раскольникова с христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона «страдание принять» . Он признаётся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением. «Их воскресила любовь…» Разрушив «стройную» теорию Раскольникова, его «простую арифметику», Достоевский предостерёг человечество от опасности революционных бунтов, провозгласил идею ценности любой человеческой личности. Писатель считал, что «есть один закон – закон нравственный».

Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура. К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать «ненужных» людей для блага униженных и оскорблённых? Он сам поднимается над людьми, становясь человеком «необыкновенным». Поэтому Раскольников делит людей на «избранных» и «тварей дрожащих». И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: «… вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста. Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы, Достоевский вводит в роман образ Сони. Писатель видит «величайшее счастье» в уничтожении своего «я», в безраздельном служении людям – эту «правду» Федор Михайлович воплотил в Соне.

Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться с

о дна жизни. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются герои – «двойники» Раскольникова. «Мы одного поля ягоды»,- говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от «принципов» и «идеалов» до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду – всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Раскольников считает, что преступать закон могут только «настоящие люди», так как они действуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо.

Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка (ведь Родион убивает Лизавету и её неродившегося ребёнка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах. Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги – спасение для обездоленных людей, считает Раскольников.

Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф.М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Именно там, на каторге, писатель столкнулся с «сильными личностями»,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других – автор и его герой отвечают по-разному. Раскольников считает, что возможно, так как это «простая арифметика».

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Всепрощающая любовь Сони (по роману «Преступление и наказание»)

Слов:470
Символов:3674
Размер:7.18 Кб.