Как и многие, рассказ Солженицына «Матренин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталинских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Владимирской области. Главная героиня рассказа — реально существовавшая женщина, хорошо знакомая Солженицыну, подробности жизни и смерти которой он и воссоздал.
Образ Матрены воплощает в себе черты того типа людей, которых в наше время остается все меньше pi меньше. Этот человек, сам того не понимая и не стремясь к тому, соответствует всем канонам христианской морали и заповедей. Матрена живет не для себя, она живет для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося.
Согласно ее жизненной философии, все так и должно быть. Поэтому у героини не возникает мысли отказать кому-то в помощи даже в те моменты, когда помощь требуется ей самой. Она помогает всем, не замечая того, что люди с откровенной наглостью пользуются ее добротой. В этой бескорыстной помощи весь смысл и цель ее жизни.
В этом рассказе, соединившем в себе черты художественного очерка, повествования романного типа и даже элементы жития, главным является мотив неузнанного и непонятого праведника. На это указывает даже первоначальное название произведения: «Не стоит село без праведника», — которое впоследствии было изменено на всем известное «Матренин двор».
Именно Матрена — нищая и физически немощная, оказалась тем самым праведником, без которого не может стоять село, а в целом и весь мир. Благодаря своей духовной чистоте, бессознательному следованию законам гуманизма и христианской доброты, Матрена стала тем столпом, который
В этой связи особенно символичной кажется гибель героини в конце рассказа.
Матрена и подобные ей — это последние «опоры», удерживающие мир от падения в бездну. В этом плане можно провести параллель с библейским преданием о Содоме и Гоморре, городах, которые Бог обещал пощадить, если там найдется хотя бы десять праведников. Но праведников там не оказалось, и города были разрушены. По мнению Солженицына, именно такая судьба может в скором времени ожидать и наш мир.
Об особенной отмеченности Матрены Богом свидетельствует и картина ее смерти. После гибели ее тело превращается в настоящее кровавое месиво, и только лицо сельской праведницы, «больше живое, чем мертвое», а также правая рука чудом уцелели. «Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться...» — говорит одна из женщин.
С Божьей помощью Матрена противостоит злому началу, которое всегда присутствует в жизни. Даже гибнет она после того, как у нее украли котелок с водой и она, не имея возможности причащаться в соседнем храме, который находился слишком далеко от ее деревни, оказывается беззащитна перед силами зла. На мой взгляд, этот эпизод показывает отношение Солженицына к царившей в обществе тех лет бездуховности и искоренению религии. Утратив веру в Бога, Россия не сможет выстоять и окажется бессильна перед злом. Духовное начало людей всегда было связано с религией, с верой, и поэтому, считает писатель, если люди потеряют веру, то они потеряют и свою человечность, превратятся в живые машины.