В середине 50х годов ХІХ века в некрасовском «Современнике» было опубликовано свыше ста стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева. Его первые произведения, напечатанные в альманахах и журналах 20—30х годов XIX века, в том числе и в «Современнике», издававшемся Пушкиным, остались не оценёнными широкой публикой.
Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. В одной из своих статей Некрасов назвал Тютчева «первостепенным поэтическим талантом», а Добролюбов охарактеризовал его как поэта, которому «доступны… и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
Литературное наследие Тютчева невелико по объёму, но Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо сказал:
* Муза, правду соблюдая,
* Вот эта книжка небольшая
* Глядит, и на весах у ней
* Томов премногпх тяжелей.
Ф. И. Тютчев — один из крупнейших русских поэтов лириков, поэт мыслитель. Его лучшие стихотворения и сейчас волнуют читателя художественной зоркостью поэта, глубиной и силой мысли. На всём творчестве Тютчева лежит печать сложности, мучительных раздумий и противоречивости: истоки их в той бурной и противоречивой общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт.
Печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и сё «очарованье» — это «жизни ключ», это «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной»; с другой стороны, любовь представляется ему «буйной слепотой», «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым», в котором
* Мы то всего вернее губим.
* Что сердцу нашему милей.
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах всегда
Не то, что мните вы, природа — Не слепок, не бездумный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
«Душу», жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех её проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью, очеловечивая жизнь природы, Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Прекрасным образцом такою глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:
* Как весел грохот летних бурь,
* Как под незримою пятой
* Когда, взметая прах летучий,
* Лесные гнутся исполины;
* Гроза, нахлынувшая тучей,
* Тревожно ропщут их вершины,
* Смутит небесную лазурь.
* Как совещаясь меж собой,—
* И опрометчиво безумно
* И сквозь внезапную тревогу
* Вдруг на дубраву набежит,
* Немолчно слышен птичий свист,
* И вся дубрава задрожит
* И кой-где первый жёлтый лист.
* Широколиственно и шумно…
* Крутясь, слетает на дорогу.
Всё а природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним «понятным сердцу языком».
Образами природы он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:
* Невозмутимый строй во всём.
* Откуда, как разлад возник?
* Созвучье полное в природе,
* И отчего же в общем хоре
* Лишь в нашей призрачной свободе
* Душа не то поет, что море,
* Разлад мы с нею сознаём.
* И ропщет мыслящий тростник?