Василий Шукшин – не только писатель, но и выдающийся режиссёр, на счету которого множество отличных фильмов. Основная
тема его творчества – деревня и её жизнь, особенности характера её жителей. Обо всём этом он знал не понаслышке, так как
сам был выходцем из деревни. Рассказы Шукшина небольшие по объёму, в их основе лежит сюжет, характеризующий яркую,
неординарную личность. Я считаю, что самые яркие рассказы Шукшина – это «Срезал» и «Алёша Бесконвойный». Но второё
рассказ мне понравился больше, так как в нём автор уделяет мало внимания сюжету, зато очень ярко характеризует главного
героя – Костю Валикова. Сначала поговорим об особенностях сюжета рассказа.
Сюжет предельно прост, незамысловат. Сначала говорится об Алёше, который пять дней в неделю был добросовестным
работником, а по субботам и воскресеньям ни в какую не хотел трудиться. Далее описывается одна такая суббота, когда он
топит баню. И всё! Можно сказать, что никакого сюжета и нет. Весь рассказ состоит из мыслей и воспоминаний главного
героя. Шукшин специально упростил сюжет, чтобы обратить внимание читателя на внутренний мир Кости Валикова. Что же в
нём такого особенного? Попробуем в этом разобраться.
Вначале у меня Костя ассоциировался с бездельником, лентяем, но это оказалось заблуждением. Оказывается, всю субботу он
топит баню, а потом в ней парится. Причём для него важна сама процедура подготовки бани, он относится к ней с особым
трепетом. Костя осматривает каждое полено перед тем, как положить его в топку, готовит веники. Для Кости подготовка бани
– целый ритуал, установленная традиция, от которой он не может отказаться. Костя живёт не по законам, установленным
коллективом, а по велению своей души. На первый взгляд может показаться, что он очень странный человек, но это не так,
он просто не такой как все, особенный. Попробую объяснить, почему.
Оказывается суббота – не просто день бани, это ещё и день размышлений, день разговора с самим собой и своей душой.
Костя думает о многих вещах: о своих детях, о селе и его обитателях, о природе. Он очень любит своих детей, хотя не
показывает этого людям, поэтому никто об этом и не догадывается. Костя желает своим детям только добра. Когда он
замечает, что старший сын стыдится того, что отец его – пастух и скотник, он не огорчается, не злится на него, наоборот,
даже радуется:«Глядишь, в люди выбьется». Костя хочет, чтобы его дети выучились и уехали в город, он воображает, как
будет нянчиться с внуками. Эти размышления наводят его на мысли о проблеме городских и сельских жителей. Костя считает,
что нет человека зазнавитее, чем деревенский, выучившийся в городе и вернувшийся в деревню, они норовят глядеть выше
людей. Городские же умеют и культуру показать, и никого не унизить. Костя всё время старается думать только о хорошем.
бращать на них внимания. Много Костя Думает о смерти, пытается Постичь её тайну, но у него не очень то это получается,
поэтому он и постоянно об этом думает. Думает о природе, о всём её великолепии, с подробностью вспоминает леса
окружающие село. Хотя Работа пастуха и связана с природой, у кости нет времени на общение с ней во время работы. Это
характеризует его как трудолюбивого человека, в нём есть ответственность, чувство долга. Всё это идёт вразрез с первыми
впечатлениями читателя о Косте. Я думаю, что Шукшин специально создал в начале рассказа ложное впечатление о Косте,
чтобы подчеркнуть его индивидуальность, необычность. Ведь сначала кажется, что он лентяй и бездельник, а на самом деле
он оказывается человеком добросовестным, относящимся к работе с особой ответственностью. Да к тому же он ещё и не
последний философ! Кто бы мог подумать, что в обычной деревне могла жить такая яркая, незаурядная личность! Теперь
поговорим о воспоминаниях главного героя.
Костя вспоминает как ехал с войны домой. По дороге он оказался жертвой мошенницы, которая промышляла тем, что
обворовывала солдат, ехавших домой, подло заманивая их в ловушку. Но Костя не держал на неё зла, он её любил. И скажи
она ему тогда: отдай, Алёша, все свои вещи – всё отдал бы, не задумываясь. Для него не существует материальных
ценностей, они второстепенны. Когда Костя затапливал баню, жена одолжила соседке пятнадцать рублей. Костя на это
отреагировал так: «Заняла, ну и пусть». Он не возмущается, узнав, что без него распорядились деньгами. Для него они
второстепенны.
Можно сказать, что Костя – свободолюбивый человек. Когда он перестал ходить на работу по субботам и воскресеньям, на
него пытались воздействовать, образумить. Жене тоже не нравилось, что целый день он отдавал бане, доходило до скандалов.
Но Костя – ни в какую. Так все от него и отступились, посчитав его неисправимым лентяем. Но Косте всё равно, что о нём
думают другие люди, он выше этого.
Итак, мы выяснили, что Костя Валиков – совершенно необычная, незаурядная личность. Он и философ, и трудиться любит,
материальные ценности для него вторичны. Ему тесно в селе, где таких как он раз, два и обчёлся. Чтобы подчеркнуть всю
его незаурядность, автор делает сюжет предельно простым, да ещё и с первых строк рассказа создаёт ложное впечатление о
главном герое, чтобы впоследствии его рассеять. И у него это прекрасно получилось!
Я считаю, что Шукшин в своих рассказах мастерски описывает жизнь деревни и самых ярких её жителей, рассеивая
заблуждения многих людей о том, что в деревне нет незаурядных личностей. Он сам является доказательством этого, ведь он
– выходец из деревни и, несомненно, является яркой и незаурядной личностью.
Название сочинения: Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина («Алёша Бесконвойный»)
Слов: | 862 |
Символов: | 5959 |
Размер: | 11.64 Кб. |
Вам также могут понравиться эти работы:
- Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. ("Мастер")
- Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. («Далекие зимние вечера»)
- Сюжетные ситуации рассказов Шукшина
- Творчество писателя кинорежиссера и актера В. М. Шукшина
- Тема города и деревни в рассказах В. Шукшина
- Тема города и деревни в рассказах В.Шукшина
- Тема народного правдоискательства в прозе В. Шукшина