Тема Великой Отечественной войны еще долго будет тревожить умы и сердца русских людей. Слишком большую цену заплатила наша страна за свою победу. Но кто завоевал эту победу: полководцы ил простые солдаты? Можно ли сохранить человечность в нечеловеческих условиях? Все ли участники войны – герои? Как ведут себя разные люди в ситуации смертельного испытания? Эти и подобные вопросы ставят и решают в своих произведениях многие современные авторы.
Развитие фронтовой темы, начиная с конца 60-х – начала 70-х годов шло по двум основным направлениям: создания широких исторических полотен-«панорам» (К. Симонов «Живые и мертвые», И. Стаднюк «Война», А. Чаковский «Блокада») и погружения в микрокосм войны, в интимную сферу размышлений и эмоций солдата (А. Адамович «Из огненной деревни», С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В. Астафьев «Пастух и пастушка», Ю. Бондарев «Берег», В. Быков «Сотников», В Распутин «Живи и помни»). Достижениями первого направления стали расширеннее исторического пространства и времени, широкий спектр представлений о месте и роли человека на войне, глубина постижения «мысли народной». Второе направление проникнуто интересом к рядовому труженику войны, желанием увидеть героическое в повседневном, вниманием к нравственным корням противостояния людей на войне.
Писатель Василь Быков в своих произведениях осмысливает исторические события и поступки людей уже по прошествии многих лет после окончания войны. Временной диапазон позволяет ему философски подходить к истории страны, к роли личности и народа в том или ином событии. Стремясь всесторонне осветить правду о войне, Быков показывает человека в экстремальных жизненных ситуациях. Это те ситуации, в которых решается вопрос: человек ты или «тварь дрожащая».
Именно на размышлениях и переживаниях главного героя пос
троена повесть Василя Быкова «Дожить до рассвета», в которой все поступки лейтенанта Ивановского логично вытекают из его размышлений, воспоминаний, чувствований и болевых ощущений. Глубоко нравственный молодой лейтенант страдает от безнравственности своих командиров, от их поступков, приведших к поражениям и гибели бойцов, тут же вспоминает он свои собственные неблаговидные поступки, стыдится их, пытается искупить вину своей борьбой с оккупантами и просто своей кровью.
Понимая свой долг мужчины, солдата, перед Родиной, Ивановский пытается выполнить боевую задачу ценой собственной жизни, оградив людей от гибели. Не его вина, а его беда, что смерть его повлекла за собой смерть всего одного солдата-захватчика. Пафос произведения заключается в прославлении мужества нашего народа, ценой собственной жизни спасшего Родину.
Трагические и героические повести Василя Быкова «Сотников»(1970), «Обелиск (1972), «Волчья стая» (1974) последовательно разрабатывает тему народного и национального самосознания, духовного осознания личностью своей причастностью к деяниям Истории.
Эстетические достоинства книг Василя Быкова заключается в возросшем, если сравнить с произведениями военных лет писателей старшего поколения, мастерстве создания человеческих характеров, в пластичности художественного образа. Отсюда тяготение писателя к форме внутреннего героя, к сложной манере несобственно-прямой речи, возрастание роли подтекста.
Минувшая война обострила национально-историческое, социальное самосознания народа, поэтому проблема осмысления пути, пройденного нашим народом, раскрытия основных закономерностей общественного прогресса была и остается волнующей, и, скорее всего, тема эта еще долго будет находить свое отражение в отечественной художественной литературе.
Понимая свой долг мужчины, солдата, перед Родиной, Ивановский пытается выполнить боевую задачу ценой собственной жизни, оградив людей от гибели. Не его вина, а его беда, что смерть его повлекла за собой смерть всего одного солдата-захватчика. Пафос произведения заключается в прославлении мужества нашего народа, ценой собственной жизни спасшего Родину.
Трагические и героические повести Василя Быкова «Сотников»(1970), «Обелиск (1972), «Волчья стая» (1974) последовательно разрабатывает тему народного и национального самосознания, духовного осознания личностью своей причастностью к деяниям Истории.
Эстетические достоинства книг Василя Быкова заключается в возросшем, если сравнить с произведениями военных лет писателей старшего поколения, мастерстве создания человеческих характеров, в пластичности художественного образа. Отсюда тяготение писателя к форме внутреннего героя, к сложной манере несобственно-прямой речи, возрастание роли подтекста.
Минувшая война обострила национально-историческое, социальное самосознания народа, поэтому проблема осмысления пути, пройденного нашим народом, раскрытия основных закономерностей общественного прогресса была и остается волнующей, и, скорее всего, тема эта еще долго будет находить свое отражение в отечественной художественной литературе.