Влияние кислорода, удобрений и pH-фактора на жизнь в водоеме
Результаты разведения и выращивания рыбы в большой степени зависят от качества прудовой воды, определяемого растворенными в ней или взвешенными в виде мути газами, солями, минеральными частицами и органическими веществами. Для жизни рыб и других водных животных особенно большое значение имеет растворенный в воде кислород. Он частично проникает в воду из атмосферы, частично же выделяется в самом водоеме в результате жизнедеятельности растительных организмов.
С помощью хлорофилла зеленые растения извлекают из углекислого газа необходимый для построения живого вещества углерод, выделяя в окружающее пространство кислород. Этот процесс, называемый фотосинтезом, протекает за счет энергии солнечных лучей только в светлое время суток. Проникновению кислорода в воду из атмосферы способствуют ветер, течения, атмосферные осадки, резкие перемены температуры и другие причины, усиливающие перемешивание слоев воды. Часть растворенного в воде кислорода затрачивается на дыхание животных, но особенно много этого газа расходуется на окисление органических веществ, которые постепенно минерализуются, то есть превращаются в простые соединения: углекислый газ, воду, соли аммиака, соли азотной кислоты и некоторые другие. Окисление и минерализация органических веществ происходит при участии бактерий.
При значительном уменьшении количества растворенного в воде кислорода физиологическое состояние рыб ухудшается, когда кислорода остается совсем мало, возникает замор, и рыбы погибают от удушья. Из числа наших прудовых рыб наиболее чувствительна к недостатку кислорода форель. Эта рыба активно питается и хорошо растет только тогда, когда содержание кислорода составляет не менее 5– 6 мл в 1 л. Если в воде растворено меньше 2–3 мл в 1 л, форель в ней жить не может. Поэтому эту рыбу обычно выращивают в небольших сильно проточных прудах, снабжаемых чистой, прохладной водой горных речек или родников.
Нормальная жизнедеятельность карпа или сазана возможна при содержании не менее 3–4 мл кислорода в 1 л. При уменьшении количества кислорода питание карпа ухудшается, и его рост замедляется, а когда кислорода остается не более 0, 5–0, 7 мл в 1 л, карп обычно погибает от удушья. Правда, в мелководных летних прудах он иногда переносит даже полное, но кратковременное исчезновение растворенного кислорода. В этих случаях рыба поднимается к поверхности воды и забирает в рот пузырек воздуха, обогащая кислородом находящуюся в ротовой полости воду, которая затем пропускается через жабры.
Очень легко переносит недостаток кислорода карась, выживающий даже в таких прудах, где содержание кислорода падает зимой почти до нуля. Еще менее требовательны к растворенному в воде кислороду дальневосточная рыба змееголов и некоторые другие.
В водоемах, сильно загрязненных органическими веществами, вода которых к тому же богата солями серной кислоты, сульфатами, может появиться ядовитый для рыб и других водных животных газ – сероводород. Он возникает лишь в отсутствие кислорода при участии особых бактерий. Сероводород легко обнаружить по его характерному запаху, напоминающему запах испорченных яиц. Попадание сероводорода в рыбоводные пруды, например из головного пруда, недопустимо. Он вреден даже в небольшом количестве, еще не вызывающем прямого отравления рыбы, так как очень легко окисляется, поглощая много растворенного в воде кислорода и ухудшая тем самым условия дыхания водных животных.
В воде естественных водоемов почти всегда растворено большее или меньшее количество углекислого газа, правильнее сказать, свободной углекислоты. Углекислый газ накапливается в результате дыхания водных организмов, а главное – в результате окисления органических веществ. Поэтому избыток углекислого газа свидетельствует о значительном загрязнении водоема органическими веществами. В большом количестве углекислый газ ядовит для рыб, так как он на
В воде рыбоводных прудов содержание углекислого газа не должно превышать 20–30 мл в 1 л. Избыток углекислого газа в мягкой воде может заметно подкислить такую воду, сделав ее неблагоприятной для жизни карпа. Кислотность или, как говорят химики, активную реакцию воды обычно выражают в условных единицах, обозначая ее латинскими буквами рН (пэ-аш). Когда реакция воды нейтральная (не кислая, но и не щелочная), тогда величина рН равна 7; вода с щелочной реакцией имеет рН больше 7, а с кислой – меньше 7. Для рыбоводных целей лучше всего использовать воду с нейтральной или слабощелочной реакцией (рН 7–8), в крайнем случае – со слабокислой реакцией (рН 6–7).
Как уже говорилось, ухудшение кислородного режима происходит главным образом из-за накопления в воде и на дне водоема избытка органических веществ. Количество органических веществ обычно оценивается по так называемой окисляемости воды, которая показывает, сколько миллиграммов кислорода необходимо израсходовать в строго определенных условиях на разрушение органических веществ, заключенных в 1 л воды.
Само по себе повышение окисляемости воды летних карповых прудов безопасно для рыбы, а до известных пределов даже полезно, так как при этом обычно увеличивается рыбопродуктивность прудов. Органические вещества, которые образуются в самом водоеме, или заносятся в него стоками с полей, пашен, усадеб, или выделяются водоплавающей птицей и скотом во время водопоя, или, наконец, вносятся с удобрениями, содержат некоторые элементы и соединения, совершенно необходимые для развития всех живых существ.
К числу таких элементов, называемых биогенными, относятся в первую очередь азот и фосфор. Органические удобрения особенно богаты соединениями азота; соединения фосфора часто приходится вносить дополнительно в виде минеральных удобрений, например, в виде суперфосфата. Изобилие органических веществ, содержащих биогенные элементы, обеспечивает пышное развитие водных животных и растений и тем самым повышает естественную рыбопродуктивность пруда, то есть прирост рыбы за счет каждого гектара водной площади. Но когда органических веществ накапливается слишком много, тогда резко ухудшается кислородный режим водоема вплоть до возникновения заморных условий. В этом случае органические вещества приносят рыбоводству уже не пользу, а непоправимый вред.
Опасное ухудшение кислородного режима наблюдается почти всегда, когда окисляемость воды поднимается до 30–40 мг кислорода на 1 л. Эту величину и следует считать верхним допустимым пределом для летних карповых прудов. Однако надо иметь в виду, что сплошь и рядом опасное ухудшение кислородного режима вызывается повышением окисляемости и до значительно меньшей величины. Следует стремиться к тому, чтобы окисляемость воды была возможно более низкой в тех прудах, в которых наблюдаются массовые заболевания рыб жаберной гнилью, краснухой и другими болезнями, так как изобилие органических веществ создает благоприятные условия для распространения и усиления этих болезней.
Количество минеральных солей, растворенных в пресной воде озер, рек, прудов и других внутренних водоемов, обычно не превышает 1–2 г в 1 л. Исключение составляют лишь некоторые подземные водоисточники и водоемы, расположенные в засушливых районах на засоленных почвах. Состав солей пресных вод очень непостоянен; чаще всего преобладают углекислые соли кальция.
На практике чаще всего приходится сталкиваться с необходимостью увеличить содержание растворенного в воде кислорода. Для этой цели во многих случаях с успехом практикуется искусственная аэрация воды, то есть насыщение ее воздухом с помощью различных приспособлений и механизмов. На ухудшение кислородного режима влияет чрезмерное зарастание пруда жесткой растительностью, которую необходимо систематически выкашивать. Одновременно следует поддерживать в хорошем состоянии ложе пруда: добиваться полного осушения его после спуска воды, известковать заболоченные участки и т. д.