Устинова Т.Н. Политика США и Японии в АТР и проблемы безопасности.
Азиатско-Тихоокеанский регион занимает исключительно важное положение с точки зрения мира и безопасности. Именно здесь пересекаются интересы таких держав, как США, Япония, Россия и Китай. От сложившейся в регионе системы международных отношений во многом зависит решение главной проблемы, стоящей перед человечеством: проблемы войны и мира. Но именно здесь существуют нерешенные вопросы, касающиеся взаимоотношений между государствами. На современном этапе нерешенным вопросом является существование на Корейском полуострове двух государств — Республики Корея (или Южная Корея) и Корейской Народно-Демократической Республики (или Северная Корея). До недавнего времени существовала еще одна проблема, известная под названием «кампучийская».
Для Японии АТР представляет очень большой интерес — как объективный (возрастающее значение региона в мировой политике; пересечение здесь интересов многих государств), так и субъективный (этот регион очень важен в экономическом, политическом и стратегическом отношениях). Более половины внешнеэкономических интересов Японии сосредоточено именно здесь. Из стран региона Япония импортирует значительное количество сырья, на рынки этих государств стремится наиболее активно. Эти причины объясняют особый политический и стратегический курс Японии в АТР, а также активное изучение японскими учеными всех без исключения аспектов внутренней и внешней политики, экономики, государственного устройства, культуры входящих в его состав стран.
Интересы Японии в АТР по-разному оцениваются не только в мире, но и внутри страны, в частности японскими политологами. Например, профессор Университета Кобэ Йокибэ Макото в монографии «История политики и дипломатии Японии» утверждает, что Азия чрезвычайно важна для Японии прежде всего в экономическом плане. Следовательно, по мнению ученого, необходимо развивать внешнюю политику и дипломатию Японии в АТР, исходя из экономических и торговых интересов. Йокибэ Макото делает вывод, что Япония — это «торговая держава международного масштаба», которая должна строить свою политику на экономической основе.
В другом исследовании ученые Томита Нобуо и Сонэ Ясунори рассматривают внешнеполитический курс Японии в условиях конкретных экономических и политических изменений в АТР. Большое внимание уделяется ими внутриполитической базе дипломатических мероприятий Японии, «неопределенных действий страны в области военной политики». Ученые приходят к выводу, что именно мирная, невоенная дипломатия является наиболее правильной в отношении АТР, поскольку в странах этого региона еще сильно предубеждение против японцев как агрессоров и оккупантов. Особенно велико такое ощущение у жителей Южной Кореи.
Во внешнеполитическом курсе Японии в отношении АТР четко выделяется особый стратегический подход к конфликтным ситуациям. Японские научные центры подвергают существующие в регионе конфликты тщательному анализу, выявляя их причины, факторы, которые влияют на их динамику, перспективы возможного урегулирования желательно с максимальной пользой для Японии. Интенсивность исследований зависит от степени «значительности» конфликта на международной арене, а также от степени значимости для Японии втянутых прямо или косвенно в этот конфликт государств.
Японо-американское партнерство и одновременно соперничество в этом регионе развивались уже после окончания Второй мировой войны, но особенно динамично этот процесс происходил после окончания войны во Вьетнаме. Тогда правящие круги США начали пересматривать некоторые военно-политические концепции. Первой реакцией на поражение во Вьетнаме было усиление жесткости в подходе к ряду важных международных вопросов. США практически отказались от планировавшегося ранее сокращения вооруженных сил на территории Южной Кореи. Министр обороны США того периода Шлессинджер объявил о возможности применения тактического ядерного оружия в регионе в случае возникновения военных действий'. США в то время также отложили намеченную ранее полную нормализацию отношений с Китаем, учитывая существующий военный договор с Тайванем.
Именно в то время США начали поиск путей к сохранению и расширению своего влияния в этом важнейшем регионе, исходя из разработки соответствующей политической стратегии с учетом новых на тот момент реалий в Азии и соответствия своим интересам.
Происходила переоценка сил и возможностей союзников и американской военной помощи. По замыслам США, проведение странами Азии более самостоятельной политики способствовало бы более активному наращиванию ими военной мощи. Это вызвало бы потребность в закупках новых видов вооружения и технологий, что позволило бы сохранить зависимость этих стран от Америки на более выгодных для последней условиях.
Одновременно повышалась и роль Японии в американской военно-стратегической системе. Для США отношения с Японией носят первостепенное значение в восточной политике. В интересах дальнейшего укрепления военно-политических связей между двумя странами США шли на многие уступки в экономической области, несмотря на усиливающееся экономическое соперничество.
В Японии в то время понимали, что существует устойчивая тенденция к ослаблению американского военного присутствия в Азии и снижению возможности втягивания американских Вооруженных сил в любые международные конфликты. Появление этой тенденции было напрямую связано с поражением Соединенных Штатов во вьетнамской войне. Исходя из этого, тогдашние руководители Японии сформулировали три цели, которых пытались достичь в своих отношениях с США.
Во-первых, Япония стремилась заручиться четкими гарантиями Соединенных Штатов относительно «ядерного зонтика», то есть согласием США применить стратегическое ядерное оружие даже под угрозой втягивания США в ядерную войну для защиты интересов Японии. Во-вторых, Япония считала необходимым определить условия использования американских баз на своей территории. В-третьих, требовалось определить степень готовности Вашингтона консультироваться с Токио в случае принятия кардинальных решений в рамках своей военной доктрины в Азии.
Одновременно японские правящие круги наращивали усилия по укреплению и расширению своих позиций в АТР, стремясь прежде всего к дальнейшей активизации политических контактов с входящими в него странами.
Тенденция к расширению обеими странами своего влияния в регионе продолжается и в настоящее время. Но если Япония в первую очередь старается использовать экономические рычаги, то Соединенные Штаты постоянно укрепляют свои политические позиции, порой даже с помощью военного вмешательства во внутренние дела третьих стран. В частности, в последнее время США активно вмешивались не только в международные, но и во внутренние конфликты. Речь идет в первую очередь об отношениях между США и Югославией, которые еще недавно находились практически в состоянии войны, а также о бомбардировках Ирака. Эти страны находятся в других регионах, но пример того, как поступает Америка с неугодными ей государствами, — налицо. Таким образом преподносится урок всему миру: США доказывают, что не побоятся военного вмешательства в дела других государств в случае, если в политике этих государств будет противоречить их национальным интересам. Это означает возможность вмешательства и в конфликт на Корейском полуострове в случае его обострения, а также много других международных ситуаций, решать которые Соединенные Штаты будут в свою пользу и с позиции силы. Тот факт, что Югославию бомбили не только американские самолеты, но в основном самолеты вооруженных сил других европейских стран — членов НАТО, не может скрыть того, что на самом деле именно США как самая влиятельная в составе НАТО страна принимала практически единолично решение о начале бомбардировок.
Япония старается действовать почти исключительно мирными экономическими методами. Шаг за шагом завоевывается азиатский рынок. Ведущие японские компании имеют свои филиалы во мпогих странах АТР, создавая в этих странах рабочие места и одновременно используя в своих интересах дешевую рабочую силу. Опыт показывает, что такая экономическая экспансия очень выгодна для Японии и полностью отвечает ее национальным интересам в силу специфики отношения к военным действиям.
Правительство Японии в отличие от многих западных государств не сделало упор на поддержке силовых действий против Югославии, а лишь подчеркнуло свое «понимание» этой «вынужденной меры». И Япония не рассматривала возможность финансового участия в покрытии расходов (а тем более непосредственного военного участия) этой операции в Югославии. Таким образом, Японрш восприняла известие о начале бомбардировок Югославии «с пониманием», но сдержанно. Ее цель — экономическое господство в АТР, переходящее в безграничное политическое влияние. С точки зрения правящих кругов Японии именно, такая политика может обеспечить безопасность в регионе и непосредственно самой Японии.
Логично предположить, что рано или поздно интересы США и Японии, во всяком случае в АТР, могут столкнуться. Несмотря на хорошие двусторонние отношения, наличие договора безопасности, не исключено, что в такой ситуации каждая из этих стран будет действовать в своих интересах. Причем, как показывают последние внешнеполитические события, Соединенные Штаты не останавливаются для достижения своих целей ни перед какими, даже крайними средствами.
Япония понимает, что следующим регионом, представляющим стратегический интерес для США, может стать АТР. Оставаясь партнером и союзником США, Япония тем не менее не может не опасаться такого поворота событий, поскольку тогда ее влияние в АТР будет значительно ослаблено и одновременно возникнет угроза безопасности в регионе. Поэтому в настоящее время Япония старается активизировать свои отношения со странами АТР, предпринимает попытки еще более усилить свое влияние на этот регион и укрепить здесь все свои позиции. В японских средствах массовой информации постоянно подчеркивается
Происходящие на рубеже веков метаморфозы в системе международных отношений оказывают огромное влияние на существующий мировой порядок. В силу этого возможны трансформации в системе союзов и альянсов, а также появление новой внешнеполитической стратегии как у США, так и у Японии. Соответственно многое в своей внешнеполитической и конфликтной стратегии, а также в концепции безопасности придется пересмотреть и России.
Роль Японии в Азиатско – Тихоокеанском регионе
Мировая экономика входит в ХХI век. Центр деловой активности перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Именно здесь перекрещиваются потоки товаров и капиталов на триллионы долларов.
Одним из инициаторов образования Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) стала Япония. Сейчас в эту организацию входят 11 азиатских государств: Япония, Бруней, Китай, Гонконг, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд; 4 американских: Канада, Мексика, США, Чили, а также Австралия, Новая Зеландия и Папуа - Новая Гвинея. В 1994 г. этими 18 странами подписана Декларация об образования до 2020 г. зоны свободной торговли и капиталовложений. При этом необходимо учитывать, что эти страны дают свыше 50 % общего мирового ВВП и на их территории проживает 40 % населения земного шара.
Политика Японии в Центральной Азии вот уже на протяжении ряда лет представляет стабильный интерес для широкого круга исследователей. В прессе, равно как и в специализированных сборниках регулярно выходят публикации, посвященные мотивам, целям и стратегическим планам Японии в Центральной Азии. Благо Япония периодически дает для этого повод: с промежутками в 2-3 года МИД Японии выдвигает все новые и новые инициативы, предоставляя аналитикам почву для размышлений о новых геополитических конструкциях Токио в регионе, словно не давая забыть странам Центральной Азии о своем существовании.
Так в период с 1991 по 2007 гг. Япония выдвигала следующие инициативы:
• 1993 г. - Инициатива по включению стран Центральной Азии в Организацию экономического сотрудничества и развития – позволила странам региона получать финансовую и иную помощь, в частности по программе Официальная Помощь Развитию (ОПР);
• 1997 г. - Евразийская дипломатия, предполагавшая активизацию экономического и политического сотрудничества между Японией, Россией и Центральной Азией. Три главных принципа: взаимная выгода, доверие и долгосрочная перспектива;
• 1998 г. - Программа действий по «Дипломатии Шелкового пути», направленная на поддержку демократических преобразований, содействие экономическим реформам, реконструкцию транспортной инфраструктуры и разведыванию природных ресурсов;
• 2004 г. - Инициатива «Центральная Азия плюс Япония» - проведение регулярных встреч на уровне глав министерств и ведомств для содействия сотрудничеству и региональному взаимодействию;
• 2006 г. - «Трансформация Центральной Азии в коридор мира и стабильности» - подход к ЦА с учетом долгосрочной перспективы, поддержка открытого регионального сотрудничества, поиск партнерства, основанного на общих универсальных ценностях.
В действительности эти инициативы имели большое значение для стран региона, а в совокупности с оказываемой помощью по линии ОПР, составляющей на сегодняшний день около двух млрд. долл. США, реально содействовали развитию Центральной Азии.
В целом, общая картина политики Японии в Центральной Азии складывается из следующих аспектов: заинтересованность Японии в разведке и перспективной разработке природных ресурсов региона, обеспечение безопасных путей их доставки на мировой рынок и подспудно, содействие демократизации стран региона и их экономическому развитию. На протяжении длительного времени именно эти цели объявляли официальные лица Японии в качестве основы ее политики в регионе.
С началом антитеррористической операции сил НАТО в Афганистане, акценты Японии заметно сместились в сторону обсуждения проблем безопасности региона.
Особенностью политики Японии, в отличие от США или стран ЕС, всегда являлась в первую очередь экономическая выгода и отсутствие ее жесткой привязки к идеологическим установкам во внешней политике.
С другой стороны, очевидно, что ощутимой экономической выгоды от сотрудничества со странами Центральной Азии для Японии в настоящее время нет. И она возможна только в перспективе. Еще в 1997 г. советник посольства Японии в Узбекистане И. Накадзима сказал: «Мы работали и работаем здесь с убытками, но мы не намерены уходить из этого региона. Мы богаты, можем себе это позволить, и все равно дождемся лучшего будущего».
И наступление этого лучшего будущего в меньшей степени зависит от Японии. Поскольку лучшее будущее в понимании многих исследователей, означает установление в регионе прочной и надежной системы безопасности, а это Япония не в состоянии самостоятельно гарантировать. Но от гарантий безопасности в регионе зависят дальнейшие перспективы внешнеполитического курса Японии и успешное осуществление намеченных целей, главные из которых в долгосрочной перспективе заключаются в создании политических и экономических условий для проникновения частного капитала в Центральную Азию.
Только при выполнении задачи по обеспечению безопасности в регионе Центральная Азия обретет устойчивый и постоянно возрастающий интерес для развитой экономики Японии.
Для многих специалистов остались практически неотмеченными новые тенденции в политике Японии в Центральной Азии, которые теперь включают инициативы регионального масштаба. Объявленный в 2004 году диалог «Центральная Азия плюс Япония», а затем «Трансформация Центральной Азии в коридор мира и стабильности» внешне не сулили кардинальных перемен в восприятии региона в Японии.
К примеру, трудно вычленить что-либо конкретное и ощутимое для стран Центральной Азии из этих программ. Даже намерение «содействовать региональной интеграции и сотрудничеству стран региона в отдельных отраслях», не более чем просто намерение, поскольку очевидно, что особых возможностей у Японии для реализации этого проекта в настоящее время нет, хотя потенциально Япония могла бы выполнять эту роль. Но оно сопряжено со многими трудностями, сугубо политического характера, так как маловероятно, что Китай и Россия это могут допустить в зоне своих жизненно важных интересов.
Сейчас в условиях растущей взаимозависимости регионов, возможно, возникала реальная необходимость создания площадки для обсуждения проблем безопасности в Азии, и неофициальное предложение Японии о паназиатской организации безопасности, с необходимыми корректировками, может быть принята к рассмотрению странами региона, по крайней мере на уровне научных сообществ заинтересованных стран.
В ХХI веке возрастает роль Японии как посредника между Азией и Западным миром. Задача Токио - найти способы примирения позиций двух полюсов, усилить их взаимное притяжение. Уникальность Японии состоит в том, что она, с одной стороны, принадлежит к развитым державам, т. е. к Западу, но географически и исторически она - часть Востока, и от этого ей никуда ни деться.
Трудно найти общее решение для задач, стоящих перед миром в XXI веке, так же трудно говорить о новой роли Японии как о чем-то реально существующем. Во всяком случае, нельзя не отметить то, что Япония, судя по происходящим переменам, находится в поиске новых стратегий поведения, в чем ей можно только пожелать удачи.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ и Япония. Идея создания международной организации, которая служила бы инструментом свободного развития и регулирования мировой торговли, а также обеспечивала бы взаимодействие ее участников и своевременное предупреждение конфликтов между ними, возникла вскоре после окончания второй мировой войны.
В 1947 г. состоялись многосторонние переговоры о снижении ставок таможенных сборов. В результате появилось новое международное соглашение — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).
Япония стала членом ГАТТ в августе 1955 г. после почти двухлетнего «испытательного срока», в течение которого она была обязана воздерживаться от повышения таможенных пошлин. Но даже после официального включения Японии в состав этой организации 14 западноевропейских государств не дали согласия на предоставление Японии статуса наибольшего благоприятствования. Постепенно ценой больших усилий Токио удалось убедить их отказаться от дискриминационной политики.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или Всемирный банк, который, как и МВФ, является частью бреттон-вудской системы, был образован в декабре 1945 г. и представляет собой центральную международную финансовую организацию, через которую Япония и другие индустриальные государства оказывают содействие развивающимся странам.
Япония стала членом МБРР одновременно со вступлением в МВФ — в 1952 г. По вложенному капиталу она занимала тогда среди членов МБРР 9-е место — 2,77%. А в 1984 г. страна вышла по этому показателю уже на 2-е место — 5,19% и сохраняет его и по сей день — 6,69%.
Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Япония стала членом ОЭСР в апреле 1964 г., который можно считать переломным в послевоенном развитии страны. К этому времени был завершен ее переход в категорию государств с высокоразвитой экономикой, что проявилось, в частности, в оформлении «полноправного» членства в ГАТТ, МВФ и ОЭСР.
Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) была основана в 1989 г. 12 государствами — Японией, Южной Кореей, США, Канадой, Австралией, Новой Зеландией и шестью странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Однако многостороннее сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона началось гораздо раньше — в 1967 г., когда была образована АСЕАН.